Тувинская правда 12+

Айдыс Сат: «В каждом районе определяем точки развития и то, на чем необходимо сосредоточить внимание»

28 июня 2021
53

Айдыс Александрович, с мая текущего года Вы в команде Владислава Ховалыга. Курс на обновление, коснется, в первую очередь, экономики. Есть какое-то основное направление в этой важной сфере?

- Главная задача, которая стоит перед правительством Тувы, - повышение доходности населения. Данный вопрос будем решать через увеличение объема валового регионального продукта на сегодняшний день. Мы определили 3 отрасли, которые занимают наибольшую долю в структуре республики. Это промышленное производство, сельское хозяйство и строительство. В части промышленного производства на сегодняшний день у нас львиную долю занимает добывающая промышленность, но нам необходимо делать упор на развитие обрабатывающей промышленности. Среди регионов Сибирского федерального округа наш показатель в этом плане, к сожалению, не высокий. Если в среднем по Сибири до 36%, у нас на уровне 3%.  Кроме того, необходимо развивать отрасли строительства, производство своих строительных материалов, что впоследствии приведет к удешевлению стоимости и увеличению объемов возводимого жилья, а это новые рабочие места. Также устойчивые производства повлияют на снижение стоимости квартир. Мы знаем, что большая часть наших жителей проживает в сельской местности либо имеют личные подсобные хозяйства. Здесь нам необходимо простимулировать наших жителей, для того, чтобы у них были объемы производства своей продукции. Сейчас идет проработка каждого из этих направлений.

— Вы - уроженец Пий-Хемского района.  Насколько сегодня экономически стабилен этот кожуун?  Что требуется для его развития?

— Пий-Хемский район по рейтингу муниципалитетов никогда не опускался ниже первой десятки. Несколько лет подряд он находился в первой тройке муниципальных районов, соответственно, на этот рейтинг также влияли показатели экономического развития. Я помню, как в детстве днем и

ночью работала сельхозтехника, у нас была молочно — товарная ферма. Считаю, что эти направления сегодня до сих пор актуальны. Есть люди, которые готовы работать на земле.

— Вы уже рассматривали, какие районы Тувы и в каком направлении будут работать?

— На сегодняшний день каждый район рассматривается именно в определенной специализации. Мы знаем, что в Тандинском кожууне больше развит туристический и сельхозпотенциал. В части западных кожуунов сейчас проводим работу по передаче в федеральную собственность автомобильной дороги Ак-Довурак-Абаза. Соответственно, при положительном решении данного вопроса, у нас будет сформирован трансграничный коридор в сторону Монголии из Абакана с юга Красноярского края, потоки которого идут сегодня через Алтай. Соответственно, это повлечёт за собой развитие придорожного сервиса. Будет возможность завозить дешевые продукты с более близкого расстояния. Это отразится на стоимости строительных материалов на территории западных кожуунов, они станут доступнее и дешевле. То есть мы в разрезе каждого района определяем точки развития и то, над чем необходимо сосредоточить внимание.  Где-то у нас специализация на растениеводстве, где — то упор на туризм, а где-то у нас будет осуществлять деятельность крупные добывающие промышленные предприятия. Они будут пополнять налоговую базу.

- Что касается переработки, ведь в теории каждый кожуун может восстановить свою структуру, потому что везде есть МРС, КРС, лошади. 

-Нам необходимо выстроить правильную цепочку, идущую от крестьянско-фермерских хозяйств. Для того, чтобы была самая оптимальная кормовая база, нужно, чтобы один район занимался выращиванием, растениеводством, в другом муниципальном районе развивалось скотоводство, животноводство. Далее идет переработка.  Выстраивание этих технологических логистических цепочек - одна из основных задач, которые стоят перед министерством сельского хозяйства республики на сегодня.

— Айдыс Александрович, возможно ли в каких-то кожуунах восстановить те же молочные фермы либо какие-то предприятия? Или все же дешевле забыть про то, что разрушилась еще в советские времена и начать заново?

— Вопрос восстановления какого-либо производства требует дополнительного изучения, исходя из наличия возможностей. Есть ли техническое присоединение к электросетям? Смотреть, допустят ли в каких-то местах техприсоединение, хватает ли мощности.  Ведь при всем желании без электроэнергии производство невозможно. Каждый проект по восстановлению производства должен быть проанализирован со всех сторон. Просто так взять и заявить о том, что мы будем восстанавливать все виды производств, которые раньше были, мы не можем. Каждый проект требует определенной доли финансирования исходя из тех затрат, которые там необходимы.

— Если говорить об инвесторах, что нужно сделать, чтобы они пришли в самые разные отрасли Тувы?

— Инвесторам необходимо знать о четких правилах ведения деятельности на своей территории. Они получают земельный участок.  Должны знать, в какой момент они могут рассчитывать на технологическое присоединение к инженерной инфраструктуре и в каких условиях в части налогообложения они будут реализовать свой проект.  Инвестор составляет свою финансово-экономическую модель. Обращают внимание на срок окупаемости, на те объемы расходов и обязательных платежей, которые он понесет. Вследствие этого инвесторы принимают решение о вхождении на территорию Тувы со своим проектом. То есть такой свод правил игры. Если мы сформируем четкие оговоренные правила, которые невозможно будет изменить в разностороннем порядке, то принять решение инвестору будет  легче.

— Айдыс Александрович, когда вы работали в Москве до приглашения в республику, Вы следили за тем, что происходит на Вашей родине и может быть уже были какие-то планы?

— Я принимал непосредственное участие в разработке проекта индивидуальной программы социально-экономического развития Тувы.  Не мог проигнорировать судьбу этой программы и на решения, которые в дальнейшем принимались. Программа наша концептуально написана, в соответствии со всеми необходимыми требованиями и стратегиями. Мне бы хотелось применить свои силы в реализации программы в республике.  Опыт работы с инвесторами у меня есть. Владислав Товарищтайович при приёме на работу поставил задачи, которые формулировались исходя из того, что удалось сделать, реализовать в сложном 2020 году. В апреле текущего года у нас был приостановлен проект по строительству железной дороги Курагино-Кызыл, который являлся одним из пунктов нашей программы. Необходимо было проверить расстановку сил и средств, которыми обладает наша республика и при необходимости выйти с предложением о корректировке данных программ. Такую работу мы провели. Сейчас будем выходить на изменения в нормативно-правовом акте Правительства Российской Федерации.

— Спасибо большое за то, что вы пришли к нам в студии. Желаю вам хорошей удачной работы!

— Спасибо. И Вам всего доброго.

 

Редакция «ТП»