Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

А в блиндаже, как в юрте…

17 января 2024
55

Одно из важнейших на сегодня направлений региональной политики Тувы — поддержка военнослужащих, участвующих в спецоперации, и членов их семей. Уже больше года, как в республике введена специальная должность — спецпредставитель Главы Тувы по вопросам СВО. Ее занимает Тимур Куулар. Недавно он вернулся из очередной командировки в зону боевых действий, куда выезжал накануне Нового года по поручению руководителя региона. По возвращению он дал TMG интервью, в котором рассказал о своей работе, о поездке в зону спецоперации, о том, как воюют тувинские военнослужащие и что о них рассказывают командиры.

— Тимур Борисович, расскажите о вашей недавней командировке в зону СВО. Какая она у вас по счету?

— В этом году первая. А сколько их было за все время спецоперации, сказать не могу. Считать нужно. Вообще, я уже второй раз встречаю Новый год в зоне СВО вместе с нашим парнями, военнослужащими из Тувы.

— Сколько длилась эта командировка, и где вы побывали?

— Более десяти суток. Сначала в ЛНР, потом приехали в ДНР, потом в Запорожье. Фактически везде, где воюют ребята из Тувы. Это не значит, конечно, что я со всеми встретился. Это физически невозможно. Навестил тех ребят, с которыми находимся на связи, чьи координаты получил либо от них самих, либо от их родственников.

— То есть, получается, вы прямо в зоне соприкосновения были?

— Неправильно говорить, что я был прямо на передовой. Военнослужащие понимают, что мы люди гражданские. Они выбирают удобное для встречи место. Где мы увидимся, решается с участием командования воинских частей. Командиры идут на встречу. Наши визиты морально поддерживают бойцов. Поэтому, конечно, командование приветствует наши визиты.

— Что значит быть спецпредставителем Главы Тувы по вопросам СВО? — Ну, можно сказать, это очень разнообразная работа. Сначала главной задачей было доставлять в зону спецоперации гуманитарную помощь бойцам. Потом стали появляться новые задачи. Визиты на фронт делаются для моральной поддержки бойцов. Также иногда военнослужащие сталкиваются с проблемами, в решении которых мы им помогаем, вплоть до выхода на командование. Также много работы здесь, в Туве. Помогаем родственникам военнослужащих по разным вопросам. Солдаты на фронте должны знать, что с их родными все в порядке.

— Когда вы находитесь здесь, сколько обращений вы получаете в день?

— Далеко ходить не надо. Взять хотя бы вчерашний день. Вчера принял 11 человек. Все они родственники военнослужащих. Их родные на СВО давно не выходили на связь. Последний раз они общались с ними в конце ноября – начале декабря.

— С чем обычно связано то, что человек не выходит на связь?

— Бывают разные случаи. Далеко не всегда это означает самое плохое. Когда боец находится на передовой, на линии соприкосновения с противником, там не бывает сотовой связи. У солдата может не быть возможности позвонить или написать родным долгое время. Мы принимаем все обращения от родственников. Выходим на командование, ищем бойцов, чтобы родные могли получить от них весточку. Подчеркну: не всегда то, что военнослужащий не выходит долго на связь, означает самое плохое.

— Как происходят встречи, когда вы приезжаете к военнослужащим?

Очень радушно встречают. У ребят там свой быт, своя атмосфера. Знаете, когда заходишь к ним в блиндаж, где они живут, у них, как на чабанской стоянке, на плите всегда варится суп, мясо, кипятится чай. Ребята из Тувы крепкие и физически, и психологически. Они легко приспосабливаются к полевому быту.

— О чём они спрашивают? Интересуются делами на малой родине?

На самом деле военнослужащие хорошо информированы о делах в республике. У тех, кто находится ближе к цивилизации, есть доступ в Интернет. Многие следят за новостями. Например, меня там ждали, знали, что я выехал. Некоторые мне звонили, писали. Спрашивали, заеду ли к ним. При встрече спрашивали, чувствуется ли контраст погоды на новых территориях и в Туве. Они знали, что на малой родине тогда стояли морозы.

— Кстати о погоде. Говорят, что на новых территориях и на Украине похолодало. Туда вроде бы двигался холодный фронт.

— Да, когда там был, застал это погодное явление. Но все равно о сильных морозах по нашим меркам говорить не приходится. Когда был в ЛНР, около – 10 было. В ДНР – ноль градусов. В Запорожье было тепло. Наверное, где-то до + 8. Единственное, часто шел снег с дождем. Дождь так каждый день лил. Сырость очень высокая.

— Я вот к чему спрашиваю. Насколько хорошо экипированы военнослужащие? Как со снабжением?

— То, что пишут злые языки - неправда. Там, где я побывал, обеспечение достаточное и экипировкой, и продовольствием, и всем необходимым. Также я заехал в полевой госпиталь. Там работают военные медики из Тувы. В госпитале есть все необходимое для оказания первой медицинской помощи.

— Присвоение Президентом почетного наименования «гвардейская» 55-ой мотострелковой бригаде как-то повлияло на боевой дух ребят?

— Боевой дух у них всегда был на высоте. Но скажу, что ребята очень ждали это событие. Это высокая оценка их мужества, воинского мастерства. Ребята заслужили такое наименование для своего формирования. Они достойно и храбро выполняют боевую задачу, которую поставил Верховный Главнокомандующий. Я был там, когда ребята об этом узнали. Они были в восторге. Да, думаю, это подняло их боевой дух, который и без того высокий.

— Они грозные воины, да?

— Грозные. Приведу в пример только один случай. О нем мне и сами бойцы, и командование рассказывали. Не могу только подразделение называть. В одном из боестолкновений, в котором участвовали наши военнослужащие, противник, используя общий канал связи, вызвал на бой именно наших ребят. Предложил всем остальным отступить, а сражаться с бойцами из нашего региона раз на раз. Мол, у них личные счеты. Такое приглашение на бой от противника – это почетно. Потом об этом, возможно, напишут в книге, романе. И это будет не выдуманная история.

— А как оценивают их командиры?

— Могу рассказать вот какой случай. Когда посещал одно из подразделений 55-ой гвардейской бригады, ребята сказали, что недалеко от них есть другая войсковая часть. К 55-ой она отношения не имеет. В ней из нашего региона только один парень служит, бай-тайгинец. Решил его тоже навестить. Узнать, как он в отрыве от земляков. Нашли часть, связались с руководством по радиосвязи, сообщили, что я приеду. Когда меня встречал командир, он сразу поблагодарил, что наша земля воспитала такого воина. Офицер отметил, что военнослужащий из Тувы один из лучших. На него можно положиться. Он готов выполнить боевую задачу любой сложности, при любых погодных условиях. Настоящий воин. С земляком я тоже встретился. Он чувствует себя хорошо. У парня действительно высокий боевой дух.

— Состав бригады, насколько я знаю, интернациональный. Как служится там военнослужащим из других регионов?

— Нормально. Там из Алтая, Екатеринбурга, Челябинская, Владивостока служат. Многие бойцы из других регионов выучили некоторые простые слова на тувинском: «шу-де», «экии» и т.д. Дружный коллектив, живут в одном блиндаже, сражаются плечом к плечу люди из разных регионов. Уверен, что когда закончится СВО, это будет дружба на всю жизнь.

— Говорят, что у ВСУ заканчиваются снаряды, ракеты, патроны, натовская техника быстро изнашивается. На фронте это чувствуется сейчас?

— Я не военный и постоянно там не нахожусь. Но настроение у наших ребят победное. По духу бойцов, которые возвращаются в пункты дислокации из зоны соприкосновения, чувствуется, что мы превосходим противника.

— Спецпредставитель Главы по вопросам СВО. В других регионах есть такие?

— Я этим вопросом не задавался. Слышал, что в одном регионе точно есть такой человек. Но в поездках с коллегой не встречался. Отмечу, что когда приезжаю навещать наших ребят в госпиталях, многие бойцы из других регионов удивляются, что со стороны нашей республики такое внимания к землякам. Некоторые сетуют, что к ним так не приезжают. Судя по разговорам военнослужащих, Тува если не единственный, то, по крайней мере, один из немногих регионов, в которых руководитель субъекта назначил своего спецпредставителя по вопросам спецоперации.

Беседовал Антон Посохин.

Фото из архива Т.Куулара.

Приложенные файлы