Транспортное сообщение между населёнными пунктами республики ограничили – пусть соблюдали это ограничение не все, но садиться в такси в период разгула эпидемии как-то не очень хотелось. Буян размышлял недолго. Достал велосипед, собрал в рюкзак вещи первой необходимости, закинул консервов, макарошек, бросил несколько картофелин, разыскал походную горелку – и был таков. Триста километров до сут-хольского села парень преодолел за несколько дней. По пути погостил у приятеля, заехал на Шагонарское водохранилище, где пообедал и пофотографировался.
* * *
Родился Буян в прекрасной Монгун-Тайге, и любовь к природе, как и тягу к путешествиям, ощутил в раннем детстве. Уже тогда он твёрдо знал, что когда вырастет, станет если не великим путешественником, то заядлым туристом – точно. Горы вокруг родного Мугур-Аксы Буян изучил вдоль и поперёк – мальчишкой вырос в них. Не было в его детстве ни телефонов, ни Интернета – дух свободы не ограничивался виртуальными соблазнами. Поэтому для него, как и для многих его ровесников, не было ничего заманчивее летом, чем улепетнуть в горы, бродить там по зелёным тропам, искать водопады, собирать ягоды, а осенью – бить шишки. В окрестностях, знали мальчишки, встречаются волки, но хищников не боялись, да и вообще не боялись ничего. Это сейчас за сельской околицей редко кого увидишь, а пятнадцать лет назад, в пору детства Буяна, народ был ближе к природе. Поэтому мальчишки, расхаживавшие по горным тропам, то и дело наталкивались на кого-то из деревни. Людно было в горах.
Свой первый многодневный поход на перевал Тоолайлыг Буян совершил с группой товарищей, когда закончил седьмой класс – в поход ребят водил преподаватель школьного туристического кружка, показал им местные красоты, обучил основам организованного туризма. Сегодня Буян – турист со стажем, состоит в федерации спортивного туризма республики, а два года назад вступил и в местную федерацию альпинистов.
На вершину Монгун-Тайги поднимался двенадцать раз, кроме этого, были ещё четыре неудачные попытки: горы непредсказуемы, если ты собрался взобраться на вершину и уже стоишь у подножия гиганта, это не означает, что ты туда попадёшь. Погода там меняется много раз в день, и позволит ли тебе гора выполнить задуманное, зависит, кажется, только от её, горы, настроения. А каким оно бывает, Буян знает. Было такое, в студенчестве, когда в один августовский день ребята, поднимаясь на гору, разбили лагерь, чтобы передохнуть, поспали, а когда выглянули из палаток, обнаружили себя по пояс в снегу. Или – в 2016 году – дул такой сильный ветер, какого Буян больше в жизни не видел. Идти было невозможно, сбивало с ног. Пригнулись к земле и пережидали.
А в прошлом году пришлось пережить самое суровое восхождение из всех: дело было в феврале, мороз стукнул под минус пятьдесят, ветер метель. Один из товарищей тогда обморозил пальцы на руках и ногах. Лежал потом в больнице. Впрочем, подлечился и осенью уже опять был в строю. Зимние восхождения, пусть они и очень сложные, Буян любит: видимость с горы в это время года поражает своей чёткостью, тогда как летом, скорее всего, из-за высокой влажности воздуха, горизонт мутноват, покрыт дымкой. А какие впечатления потом, когда вернёшься из полного опасностей похода домой, сколько всего рассказываешь друзьям! Как себя вести во время зимних экспедиций и как к ним готовиться, парень хорошо знает. Говорит, главное – правильно одеться. Лучше, если это будет специализированная туристическая экипировка, специальная сохраняющая тепло обувь. И вообще: если ты собираешься в такой экстремальный поход, то важно всё. И лучше, если тебя в сборах наставит кто-то опытный.
В 2018 году сбылась мечта Буяна: в составе группы единомышленников из Тувы он побывал на Эльбрусе – горе, которая значится в списке достижений всех отечественных альпинистов. Пик в 5642 метра даётся не сразу. Чтобы добраться до вершины, требуется предварительная акклиматизация – процесс довольно длительный. Выглядит он так: достигли определённой высоты – остановитесь, поживите на этой новой высоте, привыкните к ней. Подниметесь ещё чуть выше – снова разбейте лагерь, адаптируйтесь к новым условиям. Это нужно для того, чтобы минимизировать стресс, который неизбежно получает человеческий организм, когда поднимается вверх во всё более и более разряженной горной атмосфере. Подобным образом рекомендуется восходить и на нашу Монгун-Тайгу, которая лишь на полторы тысячи метров ниже Эльбруса. Впрочем, монгун-тайгинцы, постоянные жители высокогорья, об этом вряд ли и знают. Они взбираются на свою высотную достопримечательность и не испытывают даже дискомфорта.
Ну, а на Эльбрус, включая периоды акклиматизационных остановок, наши альпинисты поднимались шесть дней. Сфотографировались наверху, подивились бабочкам, порхающим на такой высоте, и пчеле, которая неожиданно прожужжала над их головами по каким-то своим делам, и начали спускаться. Во время этой экспедиции, организованной, кстати, федерацией альпинизма республики, Буян обрёл друзей. Сейчас вшестером – с Альбертом Узун-оолом, Алексеем Ховалыгом, Амыром Биче-оолом, Ая Кууларом и Шалбачы Хертеком – они пытаются своё любимое хобби, туризм, вывести на новый уровень. Создали небольшой туристический клуб и предоставляют населению услуги по организации путешествий по Туве. Работать начали ещё в 2018-м, юридически оформились чуть позже, в этом же году планы пришлось свернуть по известным причинам.
А с августа, поскольку эпидситуация в республике значительно улучшилась, ребята намерены возобновить работу. Маршруты для своих клиентов они придумывают сами, не боятся экспериментировать и комбинировать, предлагая в одном путешествии и пеший поход, и, например, отрезок пути верхом на лошади. Примечательно, что молодые люди живут в разных районах Тувы, работают в своём турклубе дистанционно. Буян считает, что это – удачное решение, ведь получается, что их деятельность направлена не только на интересы их частной маленькой организации, но и на развитие туризма в отдалённых районах Тувы. Так, группу путешественников на конкретный маршрут в Сут-Холь, например, набирает и формирует руководитель клуба Буян, который живёт сейчас в Кызыле, организует транспорт, который довезёт туристов до места, а там их встречает гид-инструктор, местный обученный парень. Он принимает на себя ответственность за людей, ведёт их по маршруту, и трудно предложить лучшего проводника. Кстати, сейчас ребята проходят обучение специальным знаниям, которыми должны обладать инструкторы-проводники. Буян прошёл это обучение два года назад.
* * *
Объездил Буян всю Туву. Не был, говорит, только в Кунгуртуге. Путешествовал на автомобиле, пешком, на велосипеде, на лошади. Всё это прекрасно и невероятно полезно, но всё же самое вдохновляющее для него – это восхождение на горный пик.
«На вершине горы мир – как на ладони, и он прекрасен, – говорит Буян. – На душе в этот момент светло, очень хорошо так… И испытание себя – обязательно».
...Есть у Буяна уже и опыт работы с иностранцами. На Монгун-Тайгу он водил небольшую группу туристов из Испании. Обошёлся даже без переводчика. За несколько дней совместного пути успел выучить самые необходимые слова и легко общался с иностранными гостями. Кстати, на чабанской стоянке, куда Буян завозил интуристов на обед, не одобрили цель путешествия. Местные животноводы, рассказывает Буян, очень суеверны в отношении Монгун-Тайги. Верят, что духи горы сердятся, когда их покой тревожат такие вот нежданные гости, и насылают потом на местных и дожди с градом, и бурю. Буян же, на своём веку познавший родную гору в разных проявлениях её исполинского характера, уверен, что это – пустые предрассудки. Обычно после восхождений дожди если и случаются, то – очень слабенькие, вполне мирные, уверяет он.
* * *
По образованию Буян – учитель биологии и географии. Работать пришлось и в школе, и в других учреждениях, никак не связанных с его главным увлечением. Вот и сейчас его работа – в ТИГПИ, с документами и отчётами. Но несмотря на это, в походах и экспедициях парень проводит по несколько месяцев в году. Свой день рождения три года подряд он отмечает в походе – это уже стало традицией. Природа – лучшее лекарство на любую человеческую хворь, считает парень. Вместо таблеток врачам следовало бы назначать пациентам длительные вылазки на природу – они и освежают, и тонизируют, и укрепляют здоровье. Всё самое полезное для нас – рядом. Достаточно поднять голову от телефона и выйти на улицу. А лучше – собрать рюкзак и – на несколько дней за город. Тем более, что на календаре уже август, последние дни лета надо прожить с максимальной пользой.
Виктория КОНДРАШОВА
Фото из архива Буяна АДЫГБАЯ