Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

6 мая 2021 года на республиканском референдуме была принята новая Конституция Республики Тыва

Выбор редакции
7 мая 2022
160

Однако, никогда не будет лишним вернуться, вспомнить еще раз, оценить современным взглядом то, что происходило в тот период – 21 год назад во время подготовки проекта Основного Закона, обсуждения и принятия его жителями Тувы.

Вплоть до выхода из России

На постсоветском пространстве принятый 6 мая 2001 года на республиканском референдуме документ стал вторым после Конституции РТ 1993 года, проложившим путь к правовой демократической государственности, гражданскому обществу с рыночной экономикой, многообразием форм собственности, многопартийностью и разнообразием религий, незыблемостью прав и свобод человека. Она сыграла стабилизирующую роль в трудный переходный период, когда республика находилась в сложном социально-экономическом положении, при банкротстве сельскохозяйственных и промышленных предприятий, развале социальной сферы, массовой безработице, высоком уровне бедности и нищеты населения.

Вместе с тем Конституция РТ 1993 года была чрезмерно политизированной, пронизана идеей суверенизации вследствие несформированной законодательной базы по разделению полномочий федерального центра и субъектов РФ. Пользуясь этим, территории требовали больше прав и полномочий, и Тува среди них не стала исключением – в ее Основном Законе предусматривались возможность выхода из состава России и самостоятельное решение вопросов войны и мира.

В целом Конституция РТ 1993 года содержала 59 положений, противоречащих принятым в эпоху перемен федеральным законам. Обилие расхождений в Конституции Республики Тыва с Конституцией Российской Федерации объясняется сложной общественно-политической обстановкой в самой России и республике, несоответствием между Федеральным договором и Конституцией РФ, слабостью усилий федерального центра по координации конституционного процесса в субъектах страны, отсутствием законодательных актов, четко разграничивающих права и полномочия между федеральными и региональными органами власти.

Сама жизнь, особенно интересы страны, настоятельно требовали принятия неотложных мер по устранению этих недостатков и противоречий. Руководство России жестко поставило вопрос о необходимости соблюдения принципа единого конституционного пространства и приведения региональных конституций и уставов в соответствие с Конституций РФ.

Команда профессионалов

В этих условиях в республике началась интенсивная работа над подготовкой проекта новой Конституции Республики Тыва. По инициативе Великого Хурала и парламента РТ была создана Конституционная комиссия, которую возглавил Президент Республики Тыва Ш. Д. Ооржак. Секретарем был утвержден З.М. Кунзек, руководителем рабочей группы стал один из самых ярких, высокообразованных представителей профессионального сообщества юристов Тувы Д.Д. Ооржак. Именно на его плечи была возложена основная часть работы по подготовке проекта Основного Закона. Президент РТ, Председатель Конституционной комиссии Ш.Д. Ооржак на торжественном собрании Центральной избирательной комиссии РТ 25 мая 2001 года доложил о том, какой сложной и ответственной была деятельность Конституционной комиссии, сколько кропотливого труда было вложено исполнявшей эту непростую задачу высокопрофессиональной командой.

Следует отметить, что в основу новой Конституции РТ был взят проект, предложенный Великим Хуралом, который впоследствии претерпел самые серьезные изменения. Проект документа, его отдельные положения рассматривались во всех рабочих группах и затем выносились на рассмотрение Конституционной комиссии. При этом любой член рабочей группы, Конституционной комиссии мог выносить и отстаивать свои предложения.

В комиссии и рабочих группах в качестве их членов работали депутаты, члены правительства, лучшие юристы и ученые республики, представители местного самоуправления и общественности. Были налажены постоянная связь и взаимодействие с федеральными органами, чья деятельность связана с законотворчеством. В процессе подготовки проекта Основного Закона состоялось более 20 заседаний комиссии. В первую очередь были одобрены концепция и структура проекта, а после постатейного обсуждения – проект Конституции РТ в целом.

Важнейшим этапом стало всенародное ознакомление с проектом новой Конституции. 9 декабря 2000 года он был опубликован в газетах «Шын» и «Тувинская правда». Обсуждение проекта состоялось на сходах граждан, собраниях трудовых коллективов, партий и общественных объединений, в средствах массовой информации.

Проект получил широкий отклик. Ознакомление с положениями и статьями документа прошло более чем в 100 населенных пунктах республики, 495 организациях, предприятиях и учреждениях. В нем приняло участие более 56 тысяч избирателей. Анализ показал, что абсолютное большинство населения республики правильно восприняло цель разработки проекта новой Конституции. В секретариат Конституционной комиссии было направлено более 900 писем, протоколов собраний трудовых коллективов, предложений и замечаний политических партий и общественных объединений, затрагивающих статьи нового документа. Все они были проанализированы, обобщены рабочей группой и внесены в Конституционную комиссию.

На своем заседании 12 и 13 января 2001 года ее члены рассмотрели все поступившие отзывы, предложения и замечания. Главным критерием оценки стало их соответствие Конституции Российской Федерации и федеральным законам. По результатам этой работы в проект было внесено более 70 поправок.

Разработанный Конституционной комиссией проект новой Конституции Республики Тыва был направлен в федеральные органы власти на юридическую экспертизу. Заключения получены от Главного государственного Правового управления Президента РФ, Министерства Юстиции, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. В целом проекту была дана положительная оценка. Свое мнение по проекту высказала и прокуратура Республики Тыва. В соответствии с ее предложениями и замечаниями по некоторым статьям проекта в текст Основного Закона были внесены необходимые поправки.

В новый век – с новой Конституцией

Окончательный, согласованный с прокуратурой проект был представлен в Верховный Хурал для вынесения на республиканский референдум. На совместном заседании Верховного Хурала (парламента) и Конституционной комиссии РТ 8 февраля 2001 года с докладом «В новый век – с новой Конституцией» выступил Ш.Д. Ооржак. Заявив об использовании своего права законодательной инициативы, он внес на рассмотрение Верховного Хурала проект постановления о назначении всенародного референдума по вопросу принятия новой Конституции РТ и передал председателю Верховного Хурала РТ Ш.В. Кара-оолу текст проекта новой Конституции РТ и пакет сопроводительных документов.

При разработке и принятии Конституции Республики Тыва важная роль отводилась экспертной группе, члены которой обладали глубокими знаниями в области государственного права, знали положения конституций Тувы, начиная со времен ТНР, Тувинской АССР, все КонституцииРоссийской Федерации, законы и кодексы, принятые Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации, умели скрупулезно проводить экспертизу каждой статьи, сверять ее с Конституцией РФ. Такие юристы-профессионалы были привлечены к этой ответственной работе, среди них Н.А. Ондар – председатель ЦИК РТ, З. М. Кунзек – заместитель начальника Управления министерства юстиции РФ по РТ, А. А. Веричев – заместитель председателя Верховного суда РТ, Л. К-Б. Маады – председатель Арбитражного суда РТ, Д. Д. Ооржак – заместитель руководителя Администрации Президента РТ, К. С. Монгуш – начальник правового управления Верховного Хурала РТ. Все они за большую общественно-политическую деятельность и личный вклад в разработку проекта фундаментального документа были удостоены государственных наград республики.

25 мая 2001 года состоялось торжественное собрание Центральной избирательной комиссии с участием членов Конституционной комиссии и рабочих групп депутатов Верховного Хурала РТ, членов Правительства РТ, руководителей местного самоуправления. На собрании выступил с докладом председатель Центральной избирательной комиссии РТ Н. А. Ондар.

Он сообщил присутствующим, что 6 мая 2001 года состоялся республиканский референдум по принятию новой Конституции Республики Тыва. Явка избирателей составила по республике 61,5 процента. Проголосовало за Конституцию 80,45 процента от принявших участие в голосовании.

«Таким образом, на территории Республики Тыва с этого дня действует новая Конституция — Основной Закон. Это историческое событие», – отметил докладчик. Н.А. Ондар зачитал пПостановление ЦИК РТ о результатах референдума, которые были опубликованы в газете «Тувинская правда» 15 мая 2001 года. Для вечного хранения тексты Конституции РТ переданы Государственному архиву и Национальному музею РТ.

Конституция РТ, принятая 6 мая 2001 года, имеет огромное историческое и общественно-политическое значение для социально-экономического развития, укрепления государственности Тувы в составе РФ. Она стала для всех новым стимулом к созидательному труду на благо своей малой Родины, призывом сплотиться вокруг государственных символов – государственного флага, герба, гимна Республики Тыва. Во всех сферах жизни многонациональный народ Тувы руководствуется основным законом своей республики вот уже более 20 лет.

Вячеслав МАРТ-ООЛ,

директор Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва, кандидат исторических наук, член рабочей группы Конституционной комиссии Республики Тыва в 2000-2001 годах

"Тувинская правда" №№ 31-32 от 7 мая 2022 года