Тувинская правда 12+

30 апреля свой 75-летний юбилей отмечает Народный писатель Тувы Маадыр-оол Ховалыг

30 апреля 2022
136

У ветерана богатая трудовая биография, большая часть которой связана с комбинатом «Туваасбест». Он был участником Всесоюзной ударной комсомольской молодёжной стройки, вместе с комсомольцами разных национальностей возводил город асбестовиков – Ак-Довурак. После службы в армии устроился на комбинат. Начинал слесарем, дорос до заместителя генерального директора.

Литературную деятельность начал в 1983 году. Первая книга «Зов снежных вершин» вышла в 1987 году. Всего он издал 24 книги на тувинском и русском языках. В их числе «Самдар-Кожай», «Три дня с тибетцами», «Пять высочайших вершин пяти материков», «Загадочный Памир» и другие. Многие его произведения посвящены горам. И не случайно. Совершив многочисленные альпинистские восхождения на самые высокие горы Тувы, он в 2006 году организовал первую высотную тувинскую экспедицию на пик Ленина на Памире, за что был удостоен почётного звания «Снежный барс Республики Тыва» под номером один. В 2008 году взошёл на высочайшую вершину АфрикиКилиманджаро, через полгода — на вершину Южной АмерикиАконкагуа. Вместе с командой единомышленников покорил Мак-КинлиДенали на Аляске, Косцюшко, Эльбрус. В 2012 году Ховалыг с командой дошел до 6400 м высочайшей вершины Азии в ГималаяхЭверест со стороны Тибета.

Благодаря неустанному труду, энтузиазму и жизнелюбию в 2021 году ветеран попал в книгу рекордов Гиннесса как самый пожилой в мире промышленный альпинист. В 2020 году в возрасте 72 лет он получил удостоверение промышленного альпинизма.

Маадыр-оол Ховалыг - лауреат Всероссийского литературного конкурса имени Василия Макаровича Шукшина, победитель многих других литературных конкурсов. Коллектив газеты «Тувинская правда» поздравляет Маадыр-оола Бартыштановича с юбилеем, желает крепкого здоровья, счастья гармонии и тепла в душе!

Предлагаем вниманию читателей отрывок из его повести «Богач в лохмотьях».

«Ночью Самдар охранял скот, по привычке перевернув ступу и сидя на ней. Скотокрад удал – может вмиг заарканить лошадь или на скаку схватить овцу за загривок. Время перевалило за полночь, глаза начали слипаться. Сказывается возраст. Чтоб не поддаться дремоте, он про себя спел под мелодию Алаша о родных просторах, о синих горах. Повторив песню несколько раз, он снова погрузился в думы. В летние прохладные ночи какие только мысли не приходят в голову. А сейчас почему-то ему вспомнилась бурная жизнь Кара-Даша.

Когда работал на большой стройке, его интересовало множество машин: и легковушки для даргаларов, и автобусы для пассажиров, и грузовые машины, и водовозы – каких только нет. Он на своем Алаше и Эдегее на лошадях, на волах или пешком перекочевывал на стойбища, иногда перенося свой скарб на спине. Время новое. А если купить грузовую машину? На ней кочевать? Что ж, рулить сыновья могут. Совхозные чабаны ведь так и переезжают. А если единоличник так перекочует, что, река искривится?..

Однажды утром он засунул старый матерчатый мешочек с пачками денег в обветшавшую ватную фуфайку, закинул ее за спину и пошел к директору близлежащего совхоза. После традиционного приветствия спросил:

- Сколько стоит синий колесный трактор-бычок? Или грузовая автомашина? – и, склонив голову набок, весь превратился в слух, словно сохатый, услыхавший треск сучьев в тайге.

Директор прекрасно знал о большом состоянии Самдара, поэтому, рассмеявшись, объяснил ему, что, хотя их стоимость невелика для такого богатого человека, как Самдар, но это государственная собственность, продать ее частнику нельзя. Директор в наполненном дымом кабинете тогда не смог ответить на простой вопрос: «Почему?»

Нельзя продать частнику ни трактора, ни грузовой автомашины. Почему? Смысл этого Самдар никак не мог понять. Можно купить легковые машины, двух- и трехколесные мотоциклы. Но они человеку, ухаживающему за многочисленным скотом, ни к чему, от них мало пользы. Разъезжать на легковушке, мягко покачиваясь – что толку? Ему нужен трактор или грузовая машина для хозяйства. Нельзя да нельзя! Если по-простому рассуждать, не видно причины этому запрету, но все-таки в чем-то кроется его загадка. В чем она? Образованные парни, хотя и знают, не скажут…

Он не заметил, как заснул – ступа под ним опрокинулась. Пока суетился, сон немного отодвинулся. Сел поудобнее, глаза снова слиплись, и он снова упал. Так, пока раз за разом перевертывая ступу, вставал и садился снова, дремал он, небо на востоке забелело. Птицы защебетали.

Черная юрта Самдара стояла одиноко на Эдегее, на Алаше. Люди говорили, что хозяин юрты, смуглый мужчина в рваной одежде, отстал от жизни на целый век: не заготавливал сена впрок скоту – только нарвет немного мягкой травы для молодняка; не строил в загоне теплой кошары – соорудит только открытый навес; зимой не гонит скот на водопой – тот ест белейший снег; не дает им соль-лизунец – гонит их далеко на солончак, говоря, что только минеральные соли укрепляет зубы. Подмоги у него нет – один одинешенек ходит за скотом. Юрту свою никогда не обновляет – как была древняя, так и осталась, и весь его скот – тувинской местной породы. Каким бы ни был он сам и его жилище, директора совхозов, ветеринары, зоотехники, получившие в далеких городах большущее, как заоблачные хребты Алаша, образование, зачастили в его черную юрту.

- Самдар, акым, план по мясу не выполняем, сдай свой скот на наше имя, деньги сразу же перечислим!..

- Приехали к вам вести крупный разговор, акым, план по сдаче скота нас душит…

Редакция «ТП»