Тувинская правда 12+

От трасс до сельских улиц

13 октября 2025
6

Дорожная карта региона – это не только километры асфальта, но и кровеносная система, связывающая города, посёлки и отдалённые села. В Туве общая протяжённость этой системы составляет впечатляющие 9297,5 километров. Для сравнения, это расстояние почти в два раза превышает путь от Кызыла до Москвы и обратно.

За этими цифрами скрывается сложная и многоуровневая работа. Статистика позволяет взглянуть на дорожный комплекс республики под микроскопом. Магистрали страны – федеральные трассы, являющиеся частью общероссийской сети, занимают 416,9 км.

Артерии республики – дороги регионального и межмуниципального значения, которые связывают районы и ключевые населённые пункты, протянулись на 2 796,6 км. Дороги жизни — самую разветвлённую сеть составляют дороги местного значения — 6 084 км. Это те самые пути, которые ведут к домам, фермам и пастбищам, от которых зависит повседневная жизнь тысяч жителей.

От магистралей к улицам

Ключевой показатель — процент дорог, находящихся в «нормативном» состоянии. Здесь видна четкая градация.

Федеральные трассы: 82,9% – высокий стандарт, обеспечивающий надёжную связь с другими регионами. Региональные дороги: 51,8% – каждый второй километр соответствует норме, но работа по улучшению продолжается. Местные дороги: 39,6% – эта цифра показывает самый большой фронт работ, где усилия дорожных служб направлены на то, чтобы повысить комфорт и безопасность на пути к дому каждого жителя.

– Приведённая статистика наглядно показывает, что значительное внимание уделяется улучшению состояния всех категорий дорог, – комментирует министр дорожно-транспортного комплекса Тувы Шораан Чыргал-оол. – Мы постепенно, но уверенно приближаем всю дорожную систему к стандартам нормативного состояния.

Люди в оранжевых жилетах

Ежедневно над сохранением и улучшением этой сложной инфраструктуры трудятся более 3 тысяч сотрудников дорожных организаций. Их работа в любую погоду – от палящего зноя до суровых морозов – гарантирует безопасность дорожного движения для жителей и гостей Тувы.

Дорожники взяли высокий темп – общий объем работ в 2025 году охватывает 60,89 км автомобильных дорог. Работы ведутся комплексно и включают в себя 6 объектов регионального значения протяжённостью 56,3 км., 7 объектов городской агломерации общей протяжённостью 4,59 км. Благоустройство уличной сети напрямую повлияет на качество жизни в городах, снизит заторы и повысит комфорт.

Важная веха уже достигнута: подрядчики сообщают о 100%-й укладке запланированного асфальтобетонного покрытия. Его общая площадь – 392,4 тыс. квадратных метров. Это можно сравнить с созданием более 50 полноразмерных футбольных полей из современного дорожного полотна.

Финальный штрих

Но одной ровной дороги недостаточно. Сейчас там ведутся работы по обустройству дорожной инфраструктуры: устанавливаются дорожные знаки, монтируются прочные барьерные ограждения, а также организуются безопасные пешеходные переходы.

– Эти меры направлены на создание комфортных условий передвижения для всех участников дорожного движения, – подчёркивает Чыргал-оол. – Комплексный подход позволяет не просто отремонтировать дорогу, а создать безопасную транспортную среду, что значительно повышает уровень безопасности на дорогах всего региона.

В целом по нацпроекту «Инфраструктура для жизни» до конца этого года в республике приведут в порядок более 150 километров автомобильных дорог.

От городских улиц до монгольской границы

Новый нацпроект позволил удвоить объёмы дорожных работ на ближайшие шесть лет. В списке ключевых объектов – знаковые для республики трассы.

Международная артерия: ремонт трассы Кызыл – Эрзин – госграница с Монголией, имеющей стратегическое значение. Городские магистрали: реконструкция дороги Кызыл – Кара-Хаак в микрорайоне Вавилинский затон и расширение улицы Колхозной в Кызыле. Районные маршруты: обновление дорог Чадан – Суг-Аксы и Чадан – Бажын-Алаак. Работы на подъездах к сёлам Хадын и Тээли.

Особое внимание дорожные службы уделяют маршрутам, от которых зависит повседневная жизнь людей. Реконструкция дороги на Вавилинском затоне призвана не только улучшить транспортную ситуацию в микрорайоне, но и обеспечить безопасный подъезд к новой школе, а также оптимизировать работу городского транспорта.

– Ремонт улицы Колхозной, связывающей микрорайоны Кызыла, – это прямой вклад в безопасность наших детей. Эта дорога активно используется для школьных перевозок и пассажирских маршрутов, и её обновление – наш приоритет, – отметил министр.

Завершить все работы и сделать путь для тысяч автомобилистов и пешеходов максимально безопасным и комфортным планируется до 1 ноября 2025 года.

Что изменится на дороге к Кара-Хааку?

Преображается участок с 6 по 10 км подъезда к селу Кара-Хаак. Здесь развернулось благоустройство, которое включает установку уличного освещения – дорога станет безопаснее в тёмное время суток. Устройство тротуаров – пешеходы получат выделенные и защищённые пути для движения. Обустройство пешеходных переходов и искусственных неровностей – это заставит водителей сбросить скорость в нужных местах. Создание 18 остановочных пунктов – общественный транспорт станет полноценной и удобной альтернативой личному автомобилю.

Почему на Вавилинском не было остановок раньше?

В 2023 году на участке с 10 по 13 км был выполнен текущий ремонт и восстановлена проезжая часть.

– Первоначально установка остановочных пунктов не предусматривалась, поскольку вдоль этого отрезка дороги отсутствовали объекты социальной инфраструктуры, – отметили в ведомстве.

Теперь ситуация меняется. Развитие микрорайона и рост транспортной нагрузки потребовали нового подхода. Таким образом, вслед за качественным асфальтом на дорогу приходит и полноценная инфраструктура, ориентированная на безопасность и комфорт участников дорожного движения.

Работы на этом не завершатся. Как сообщили в Миндортрансе Тувы, уже готова и получила положительное заключение проектно-сметная документация на приведение в нормативное состояние участка дороги с 0 по 6 км. В проект заложен комплекс мероприятий по безопасности, что гарантирует комплексное и качественное преображение всей трассы.

Параллельно в рамках подпрограммы «Повышение безопасности дорожного движения» в текущем году в столице Тувы и посёлке Каа-Хем появятся новые светофорные объекты. До конца года автоматические регулировщики начнут работу на перекрестке улиц Таежная – Чооду Кидиспея в пгт Каа-Хем, на Ангарском бульваре напротив гимназии №5. Эти меры направлены на снижение аварийности в ключевых точках агломерации, особенно вблизи образовательных учреждений.

Таким образом, власти Тувы демонстрируют комплексный подход к безопасности на дорогах: от масштабного обустройства загородных трасс до точечного решения проблемных перекрёстков в населённых пунктах. В ближайшие годы это должно коренным образом изменить дорожную обстановку в республике в лучшую сторону.

Олча ОНДАР

Фото Миндортранса Тувы

Посмотреть файлы

Редакция «ТП»