Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

НАЦПРОЕКТЫ: ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ

13 марта 2020
70

Шесть из них оценивают работу властей по развитию экономики. Это количество высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики, численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, производительность труда в базовых несырьевых отраслях экономики, уровень реальной заработной платы, объем инвестиций в основной капитал (кроме федеральных проектов) и уровень бедности. Остальные индикаторы показывают динамику улучшения качества жизни в регионе. Она оценивается по таким параметрам, как ожидаемая продолжительность жизни при рождении, естественный прирост населения, количество семей, улучшивших жилищные условия, уровень доступности жилья, доля городов с благоприятной средой, качество окружающей среды, уровень образования, доля соответствующих нормативным требованиям региональных автодорог.

  Кроме того, одним из важнейших показателей является мнение населения о деятельности властей и глав регионов. Оно выявляется с помощью выборочных опросов жителей и выражается как уровень доверия к Президенту РФ и главе региона. Итоги выполнения ключевых показателей эффективности ежегодно подводятся администрацией Президента России и Правительством РФ.

  Контрольные значения по каждому из показателей рассчитаны индивидуально для каждого региона, с учетом его специфики и возможностей. Как сообщил первый вице-премьер Тувы Александр Брокерт, на сегодня с уверенностью можно говорить о выполнении республикой целого ряда доведенных ей заданий. Так, по объему инвестиций в основной капитал республика уложилась в контрольную цифру, увеличив их на 4,2 процента. При этом в структуре инвестиций начала преобладать доля вложений самого бизнеса, достигшая 64 процента. Также на 102,4 процента выполнена задача по повышению производительности труда в базовых несырьевых отраслях экономики. Так, обрабатывающее производство выросло в 2019 году более чем в два раза, грузоперевозки – на 35,5 процента, строительство – в 1,5 раза.

  Задание на количество высокопроизводительных мест тоже выполнено – на сегодня это 10,3 тысячи работников при плане 10 тысяч. Численность занятых в малом и среднем бизнесе, включая индивидуальных предпринимателей, за год достигла 15 тысяч человек, что также соответствует установленному для Тувы значению.

  Выполнены плановые значения по уровню образования, количеству улучшивших жилищные условия семей, уровню доступности жилья и доле городов с благоприятной средой. К примеру, семей, которые смогли за год улучшить жилищные условия, стало 9,7 тысячи при задании 7,4 тысячи. Уровень доступности жилья составил 24,2 процента против плановых 18,3.

  Комментируя достигнутые показатели, Александр Брокерт пояснил, что они предварительные, поскольку статистические данные от предприятий, организаций и субъектов бизнеса все еще продолжают поступать. По установленным правилам, отчетная кампания продолжается до 1 апреля. Поэтому окончательные значения оценок могут измениться, когда управление статистики соберет полную базу сведений. В связи с этим каждое министерство должно, считает он, ускорить процедуру отчетности в подведомственных им организациях.

  Глава Тувы Шолбан Кара-оол поддержал предложение своего первого заместителя, подчеркнув, что анализ эффективности глав регионов, начатый с 2019 года, проводится не столько в политических, сколько в экономических целях. Смысл системы оценки в том, чтобы видеть, какая помощь требуется региону в реализации национальных проектов и достижении целевых показателей. Те, кто покажет наилучшие результаты, смогут рассчитывать на дополнительную финансовую поддержку из федерального бюджета.

  Именно поэтому, считает глава республики, каждый руководитель от вице-премьера и министра до главы самого маленького села обязан строить свою работу с ориентиром на эти 15 показателей.

– Каждый из них складывается из целого ряда других параметров, и их следует знать назубок. Тогда будет представление, что нужно делать, сколько материальных, людских и финансовых ресурсов привлекать, какие тактические и стратегические задачи ставить. По сути, под каждый из 15 показателей необходим проектный офис, управляющий работой всех участников в ручном режиме, – изложил свой взгляд на инструменты реализации нацпроектов Шолбан Кара-оол.

  В частности, борьба с бедностью, за которую отвечает Минтруд РТ, входит в задачи каждого ведомства. Однако на практике получается так, что предметно занимается ею большей частью только минэкономики. Главным образом оно ведет проекты, в рамках которых создаются новые рабочие места, трудоустраиваются безработные. Тогда как социальные службы заняты выявлением нуждающихся, распределением пособий и мониторингом ситуации с доходами населения.

  Вместе с тем Шолбан Кара-оол отметил новые моменты в анализе ситуации с бедностью, подготовленном социальным министерством. В частности, впервые ее уровень был исследован в разрезе районов. Это дает более объективную картину проблемы и позволяет перегруппировывать ресурсы с учетом территориальной актуальности. Согласно анализу, особые подходы необходимы к Тере-Хольскому, Чеди-Хольскому, УлугХемскому, Бай-Тайгинскому, Кызылскому и Дзун-Хемчикскому районам, на которые приходится большая часть бедного населения.

  Успех в решении такой большой задачи, как повышение ожидаемой продолжительности жизни, также зависит от многих факторов и усилий многих сторон. Они касаются не одного лишь минздрава, за которым закреплена отчетность по данному показателю.

– Посмотрите, что скрывается за младенческой смертностью, которая напрямую влияет на показатель средней продолжительности жизни. Она снизилась за год на 32 процента. Это хорошо, но могло быть еще лучше, если бы не пьянство. Дело в том, что из 21 грудничка 17 умерли от асфиксии. Попросту говоря, мать заснула в подпитии и придавила. Как с этим бороться? Ясно, что не только силами врачей. «Но на каждом участке должен быть выстроен четкий алгоритм, с понятными целями и средствами их достижения, – считает глава республики.

  Если учесть, что самая распространённая причина смертей в республики – болезни системы кровообращения, это диктует необходимость развития сегмента высокотехнологичной медицины и максимального приближения ее к пациентам. Глава Тувы напомнил, что неоднократно ставил перед минздравом республики задачу создания Центра высоких медицинских технологий, однако дело не дошло даже до проекта. Хотя база для реализации идеи есть – это региональный сосудистый центр. Необходимо расширять его специализацию и структуру, формируя филиалы.

  Детально обсуждались на заседании вопросы выполнения показателей, формирующих уровень образования. Они характеризуют возможности населения, охваченного образованием, а также его качество. В этой сфере власти республики сделали немало. К примеру, создано 11 мастерских в техникумах и училищах, оснащенных новым технологичным оборудованием. Эти мастерские работают в статусе субъектов малого бизнеса, чтобы студенты обучались не только специальностям, но и знали, как открывать собственный бизнес, управлять им, вести бухгалтерский учет.

  Работа в рамках нацпроекта позволила также выявить слабые места в системе профессионального образования. Так, анализ охваченности молодежи от 15 до 19 лет образованием показал, что существует проблема учета детей, которые после 9 класса либо никуда не поступили, либо поступили, но были отчислены. На сегодня детей этого возраста, оказавшихся вне образования, 57. Их необходимо возвращать к учебе, поскольку среднее образование в России является обязательным.

  Кроме того, есть необходимость максимально увеличить количество конкурсов и олимпиад по всем учебным предметам на школьном, муниципальном и региональном этапах. Сегодня республика недостаточно представлена на всех уровнях Всероссийской олимпиады школьников. Это не лучшим образом сказывается на статистике поступления выпускников школ Тувы в вузы. Дело не только в отсутствии соревновательного опыта. Участие в олимпиадах само по себе приносит до десяти дополнительных баллов к ЕГЭ.

  Глава республики обратил внимание Минобрнауки РТ на выстраивание системы непрерывного профессионального образования через партнёрство училищ и техникумов Тувы с вузами страны. Каждый, кто учится в колледже, должен знать, что по его окончании может поступить на второй или третий курс профильного вуза. Эта перспектива кратно усиливает мотивацию на профессиональный рост и трудоустройство по специальности. Возможности переобучения или совершенствования должны быть доступны человеку на протяжении всех лет его трудоспособности, убежден глава республики.

– Сегодня мало получить одну специальность и довольствоваться ею всю жизнь. Мы живем в век высоких технологий, которые меняют мир каждый день, если не час. Чтобы быть успешным в таких условиях, нужно соответствовать этим переменам, постоянно образовываться, повышать уровень своих знаний и компетенций. Современная система профессионального образования должна обеспечивать нашим людям такую возможность. По крайней мере, стремиться нужно к этому. Не только образовательный, но и все остальные нацпроекты, инициированные президентом, ставят перед нами именно такие задачи – амбициозные, серьезно меняющие привычную среду, – подвел итог обсуждения Шолбан Кара-оол.

Долаана САЛЧАК

Фото Чингиса СААЯ