В 2018 году Тува вошла в национальный проект "Безопасные и качественные дороги". Новый асфальт и разметка, освещение и «умные» системы контроля трафика — все это вместе с усилением контроля за соблюдением правил движения должно сделать дороги страны более комфортными и безопасными.
По плану в республике за 6 лет, а именно столько действует нацпроект, планируется увеличить долю региональных дорог в нормативном состоянии с 46,1% до 52,1%.
В свою очередь, для достижения целей, показателей и результатов нацпроекта
в республике в 2019 году был разработан региональный проект «Дорожная сеть Республики Тыва».
Тогда же в соответствии с планом в порядок было приведено 28,629 км автодорог регионального значения, а также 17,944 км. на территории кызылской агломерации. Таким образом, все показатели по региональному проекту были достигнуты. Наш регион достойно справился с большими объемами работ, что позволило ему в 2019 году выйти в десятку лидеров по реализации нацпроекта.
В прошлом году было отремонтировано порядка 57,5 км автомобильных дорог на 39 объектах. 34,52 км. — это автодороги регионального значения, соответствующие всем необходимым требованиям. Доля дорожной сети кызылской городской агломерации, приведенной в нормативное состояние, составила 22,98 км. при плане 20,36 км на 30 объектах.
В нынешнем году на территории республики в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» и ведомственного проекта «Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях» государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» запланировано отремонтировать 44,71 км. автомобильных дорог, 26,86 км из которых регионального значения. Так, намечена реконструкция подъездных путей к селам Чаа-Холь, Хову-Аксы, Бай-Хаак, а также к городам Шагонар и Кызыл. Кроме того, началось строительство мостового перехода через реку Улуг-Хем на автомобильной дороге Бояровка — Тоора-Хем, а также автодороги «Чадан — Суг-Аксы».
На дорожных работах задействовано 82 единицы дорожной техники и 140 дорожных рабочих на 17 объектах. На 8 объектах ведутся подготовительные работы в виде геодезической разбивки, съемке, завозу материалов и отводу карьеров.
На особом контроле – улицы Кызыла. В этом году в столице отремонтируют более 40 км. с учетом переходящих объектов за 2020 год. Строительно — монтажные работы завершены на 9 объектах, в т.ч. по улицам Чехова, Братьев Шумовых г. Кызыла, по улицам 70 лет Победы, Волнистая, Щорса, Народная пгт. Каа-Хем, а также улицам Кызылская, Фрунзе и 40 лет Победы села Сукпак.
Важно, что дороги не только ремонтируют, но и делают лучше, шире. Примером комплексного подхода является автодорога на Бай-Хаакской, где на всем ее протяжении ремонтируются тротуары, устанавливаются новые бордюры, светофоры и освещение, оборудуются карманы на остановках. Строительство развернулось здесь в апреле нынешнего года. Перед подрядной организацией ООО «Восток» поставлена задача завершить все работы до 1 августа.
Реконструкции подлежат полтора километра дорожного полотна между круговыми развязками Бай-Хаакская и «Эрзин — Кызыл». Четырехполосное полотно должно увеличить пропускную способность, ведь расширение дороги в одном из самых густонаселенных микрорайонов города — жизненная необходимость.
«Мы выполняем не просто капитальный ремонт дорожного полотна, но и расширяем проезжую часть, укрепляем обочины, устанавливаем дорожные знаки, барьерные ограждения, освещение и разметку. Габаритная длина дороги между двумя тротуарами – 32 метра. Кроме того, мы обустроим 4 автобусные остановки» — объясняет начальник участка Александр Абаринов.
Отрадно, что нацпроект «Безопасные качественные дороги» делает ставку не только на количество, но и на качество ремонта. Ведь из — за возрастающих нагрузок на автомобильные дороги меняются сами принципы их проектирования, а также технологии производства дорожных покрытий.
В планах также проведение капитального ремонта проезжей части улицы Пушкина - от ул. Дружба до ул. Магистральная.
Понятно, что строительство любой новой трассы приносит горожанам некоторые неудобства, но на “выходе” те преимущества, которые с десятки раз компенсируют временный дискомфорт. Новые дороги нужны, чтобы двигаться вперед. Дороги необходимы, чтобы жить. И сегодня это понимают практически все жители республики.