Наработанный за два года опыт лег в основу федерального проекта, который стартовал в 2019 году.
Что делается по этой программе? Благодаря федпроекту во всех городах России, не только крупных, но и совсем небольших, появляются новые комфортные и современные общественные пространства, где можно интересно проводить время, гулять с семьей, встречаться с друзьями, посещать различные мероприятия. Новый ухоженный вид получают дворы, также обновляются детские площадки, устанавливаются площадки для спорта и для выгула животных.
Основная задача федпроекта — преобразить вид российских городов, сделать их комфортнее для жителей и, тем самым, дать новый импульс развитию муниципалитетов на всей территории страны.
Первоначально федеральный проект должен был проводиться с 2019 по 2024 годы. По поручению президента России Владимира Путины мероприятия нацпроектов были продлены до 2030 года, поэтому новые показатели были установлены и для федпроекта «Формирование комфортной городской среды».
Помимо этого, в числе национальных целей до 2030 года — улучшение качества городской среды в полтора раза.
Одна из важнейших целей федерального проекта — это вовлечение граждан в принятие решений по вопросам благоустройства. К 2024 году принимать непосредственное участие в развитии городской среды, влиять на то, какие именно проекты должны реализовываться, будут 30% граждан в возрасте от 14 лет.
Почему была поставлена именно такая цель? Зачем нужно вовлекать жителей городов в вопросы благоустройства? Именно граждане создают запрос на определенные территории. Только они знают, что именно им необходимо для комфортной жизни, чего им не хватает в городе в целом или же рядом с домом.
4. Что такое Общефедеральная платформа?
Современные технологии ускорили обмен информацией между людьми, максимально упростили сбор данных и мнений. Поэтому в некоторых регионах опрос граждан уже начали проводить онлайн, на специальных платформах для дистанционного голосования. Например, в Москве и Подмосковье это «Активный гражданин» и «Добродел», в Мурманской области — «Наш Север», в Пермском крае — «Управляем вместе».
Но такая возможность есть далеко не везде. Поэтому, чтобы упростить и систематизировать опрос граждан, дать россиянам во всех регионах страны
возможность принимать участие в благоустройстве, в 2021 году будет запущена общефедеральная рейтинговая платформа по голосованию за объекты благоустройства. С уже существующими региональными платформами будут обеспечен обмен данными.
На сайте платформы будет собран перечень всех возможных территорий к благоустройству в конкретном городе или регионе.
Голосование устроено максимально просто — после быстрой регистрации (через соцсети или портал «Госуслуг») пользователь может выбрать территории в его городе или регионе, которые, по его мнению, нужно благоустроить в следующем году.
Территории, которые наберут наибольшее число голосов, попадают в список на благоустройство на текущий год.
Также платформа позволит в оперативном режиме получать аналитику по запросам и потребностям граждан, подскажет, где региону необходимо дополнительно рассказывать о планируемых работах по благоустройству, где нужно активнее общаться с жителями.
5. Как платформа поможет учитывать мнение граждан при благоустройстве?
Общефедеральная платформа решает два основных вопроса, связанных с вовлечением граждан в благоустройство.
Во-первых, это доступность голосования. С ее запуском принимать участие в жизни своих населенных пунктов будет проще по всей стране.
Во-вторых, сам выбор территорий станет более понятным и прозрачным: платформа позволит охватить максимальное число граждан из разных групп населения и учесть их мнение при благоустройстве.
Дело в том, что не все муниципалитеты готовы действительно общаться с гражданами. Часть из них выбирают самый простой путь, подходя к процессу вовлечения формально.
В итоге появляются примеры, когда общественные обсуждения проводятся группами жителей, которые лояльны администрации, понятны ей, которых проще всего собрать на мероприятие. Или же проводятся очные закрытые встречи, имитирующие общественные обсуждения, в ходе которых принимаются решения без должного рассмотрения. Однако какой быть площадке для выгула собак, надо обсуждать с владельцами собак, а не спортсменами или автомобилистами. О том, каким должно быть креативное молодежное пространство, нужно спрашивать молодых россиян.
Во многом формальный подход обусловлен отсутствием понимания у органов местного самоуправления механизмов работы с гражданами и тех возможностей, которые дает взаимодействие с населением, общественными объединениями, организациями и бизнесом.
Этот вопрос и позволит решить платформа: она упростит получение обратной связи от граждан, поможет местным властям сформировать списки территорий на благоустройство, а также учесть потребности жителей.
Важно, что платформа будет работать вместе с другим эффективным инструментом — Стандартом вовлечения граждан в решение вопросов развития городской
8. Что такое Всероссийский конкурс лучших проектов городской среды и какую роль сыграет платформа?
Всероссийский конкурс лучших проектов городской среды — часть федерального проекта «Формирование комфортной городской среды».
Цель конкурса — поддержать социально-экономическое развитие малых городов с населением до 100 тыс. человек и исторических поселений. На
конкурс они могут представить проекты благоустройства, поддержанные местными жителями — чем больше граждан приняли участие в обсуждении и подготовке проектов, тем больше у проекта шансов на победу. И наоборот: проект, который с жителями не обсуждался, не сможет получить достаточно баллов для победы.
Лучшие проекты получают существенную финансовую поддержку.
Из российских 1118 городов возможность принять участие имеют 963 города — это выше 85%. У малых городов и исторических поселений зачастую меньше возможностей, в том числе финансовых, для реализации крупных проектов и привлечения инвесторов, чем у крупных городов. Поэтому конкурс выступает существенным инструментом поддержки.
На конкурс могут быть представлены различные проекты благоустройства. По статистике, из числа проектов-победителей — это проекты реконструкции или создания парков. Примерно по 20% приходится на три другие группы объектов — прибрежные территории, включая набережные, площади и переходные зоны (улицы).
Оценка проектов ведется по следующим критериям:
1) степень и разнообразие форм участия граждан и социокультурного программирования территории;
2) качество архитектурных и планировочных решений;
3) обоснованность выбора места, востребованности территории, синхронизацию с другими проектами;
4) сохранение историко-градостроительной и природной среды;
5) прогнозируемые экономические и социальные эффекты.
Все критерии, предъявляемые заявкам, одинаково важны, для победы проектные команды должны уделить внимание каждому из них. Таким образом, без учета мнения граждан проект имеет очень мало шансов на победу. Поэтому общефедеральная платформа может применяться и при подготовке конкурсных объектов.
1. Общая информация
С 26 апреля по 30 мая 2021 года по всей России на платформе za.gorodsreda.ru (далее – Платформа, проект) будет проведено голосование за общественные пространства, планируемые к благоустройству в 2022 году. Это значит, что сами жители выберут те парки, скверы, набережные и улицы, на благоустройство которых будут направлены бюджетные средства.
Волонтерские штабы создаются в каждом субъекте Российской Федерации для того, чтобы дать возможность каждому жителю повлиять на будущий облик своего города.
Платформа работает в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда».
Основные задачи волонтеров:
— привлечение жителей к голосованию за объекты и проекты благоустройства,
— предоставление жителям возможности проголосовать «на месте»,
— информирование и ответы на вопросы.
4. Потенциальные участники волонтерских штабов:
— волонтеры, ранее принимавшие участие в волонтерских мероприятиях,
— жители, ранее принимавшие участие в проектах благоустройства и других социально значимых инициативах,
— активисты, принимающие участие в общественных проектах, члены местных сообществ,
— представители локальных интернет-сообществ (блогеры, держатели пабликов в социальных сетях и групп в мессенджерах).
9.3. Отбор волонтеров и проведение собеседований, определение кураторов волонтерских штабов в муниципальных образованиях – до 31 марта
Критерии подбора волонтеров:
— готовность принять участие в проекте,
— коммуникабельность – умение общаться с людьми, увлекать, способность четко рассказать о проекте и ответить на вопросы,
— стрессоустойчивость,
— опрятность.