Каждому знакомо чувство радостного ожидания встречи с родиной и родными. Когда даже микроавтобус с номерами семнадцатого региона на абаканском железнодорожном вокзале воспринимается как кусочек земли обетованной, а тувинские хиты, тихонько звучащие в салоне, — как бабушкины колыбельные.
На этот раз заснуть не удалось. Вдруг воздух в салоне машины буквально пропитала мелодия группы «Ляпис Трубецкой» «Я верю». Вокал был какой-то незнакомый, а припев исполнялся… горловым пением! Обескураженная, оставшееся время до стоянки я гадала, что же за исполнитель такой?
— Александр Куулар, — довольно крякнув, сообщил водитель, — наш парень!
Уже дома я стала искать информацию о певце. Оказалось, что прославился он уже достаточно давно. Началось всё с перепевки «Rolling in the deep» всемирно известной Адель. А дальше покатилось — кавер-версии хитов группы «Queen», «Linkin park». Шоу «Новая звезда», собственные песни…
Потом Александр Куулар прошёл кастинг на «Новую звезду», в мгновение ока став знаменитым не только на малой родине.
Согласился он рассказать о себе и «Тувинской правде».
— Смешения кавер-версий известных хитов и горлового пения до вас не было. Как родилась на свет эта оригинальная идея?
— Хотел, чтобы как можно больше людей узнало о горловом пении. Не только ценители народной музыки, но и обычные парни и девушки, как я. Поэтому, чтобы привлечь их внимание, я решил исполнять горловое пение вместе с современной музыкой. И у меня получилось!
Многие мне пишут, что даже не знали, что это такое; а теперь интересуются, помимо современной музыки, и тувинской народной. И в частности, нашими народными коллективами.
Средства на свой альбом Александр собирает в Интернете. А поёт в свободное от работы время. Есть, оказывается, и такое хобби — поп-звезда. Теперь на многих концертных площадках Москвы (где он живёт и работает журналистом) можно услышать знакомые звуки каргыраа или хоомея.
— Самобытность тувинских певцов привлекает внимание слушателей по всему миру, взять, к примеру, Саинхо Намчылак, группу Ят-Ха. Вам уже поступали предложения спеть за границей?
— Да, конечно. Я уже бывал и в Азии, и в Америке. Мир большой, в нем много разных людей с разными вкусами. В любом случае, я открыт для творчества, путешествий и интересных знакомств.
Конкурс «Новая звезда» не только открывает новые таланты, но и раскрывает уже известные нам с другой стороны, как это произошло с Сайлык Оммун.
А что же происходит с теми, кто поёт, не выходя за тувинские границы? Много ли мы знаем о наших певцах и певицах?
Довольно давно существует в Туве звукозаписывающая студия «Анай-Хаак», взрастив и раскрутив уже не одно поколение артистов, успешно выступающих по всей республике. Студия постоянно проводит кастинги, отбираются самые талантливые и голосистые.
— Много лет тому назад существовала студия «Агым» и группа «Анай-Хаак», они вместе работали, — вспоминает Артыш Куулар. — Затем этот творческий союз распался и фронтмен группы, Игорь Ондар, предложил нам всем работать вместе. И мы активно выступали по всей республике. Кроме нас, в команде были Игорь Чактар, Айдын Арыг и Очур Кара-сал. Как раз Очуру, молодому и перспективному, Игорь Ондар поручил развивать эстраду и готовить следующее поколение артистов. Так «Анай-Хаак» и стала студией.
— Финансовая составляющая волнует всех людей, а уж занимающихся творчеством и подавно. Пение — это ваша основная работа? Платят ли за прогоны песен, например, на радио, вам и вашим коллегам?
— Отвечу так, нет. Пение для меня не имеет ничего общего с работой. Я бы сказал так: душа моя, всё, что в ней есть, — это пение. Я весь в этом, понимаете? Это большое удовольствие — сочинять и делать аранжировку, записать результат, конечно же. Платят или нет, всё равно; главное, что крутят.
Артыша, как и многих наших певцов-соплеменников, вовсе не волнуют деньги; самосовершенствование и творческое самовыражение — вот, что дает им их творчество. И Анжелика Тумат — представительница нынешнего, совсем юного, поколения певцов — ягодка того же поля.
В музыку девушка пришла не ради денег: заразил пример старшей сестры, известной в Туве певицы Шынгыры. А к микрофону ее непреодолимо тянет магия самого процесса творчества. Ей и теперь кажется волшебством, когда после нескольких недель репетиций, мук с аранжировкой и поисков нужных вокальных и интонационных акцентов вдруг из ничего появляется песня, которая заставляет звучать самые сокровенные струны человеческих душ.
А есть ведь и еще одна сила притяжения сцены — выброс андреналина перед выходом к зрителю.
— Выход на сцену тоже очень волнителен, помню, как я тряслась в первый раз — было очень страшно! И сейчас каждый концерт остается для меня эмоциональным взрывом…
И таких бессребреников в нашей поп-тусовке много. Любопытна в этом плане судьба двух участников легендарно в 80–90-е годы группы «Центр Азии» — Олега Сарыглара и Бориса Салчака.
Олег Сарыглар, например, — личность удивительнейшая. Еще в 2004 году он основал свою студию «Хондек», являющуюся по совместительству некоммерческим культурным фондом, и с тех пор помогает молодым дарованиям. А удивительно то, что содержит он студию на деньги, которые зарабатывает как певец на корпоративах, свадьбах и юбилеях.
В республике и даже за ее пределами известна «Творческая лаборатория» Бориса Салчака. Она тоже стала настоящей кузницей кадров для местного шоу-бизнеса (который бизнесом можно назвать с большой натяжкой), а существует только на спонсорские средства, покрывающие, в основном, затраты на свет, тепло и зарплату технички.
Звезда по совместительству. Наверное, это явление, специфическое, производное от демографических и экономических условий Тувы. Зарабатывать миллионы на сцене у нас практически невозможно. И надеяться на этот заработок как на единственное средство дохода — легкомысленно: по миру пойдешь. А петь или учить петь тех, кто мечтает о большом шоу-бизнесе и даже о мировых турне, хочется. И в этом ничего плохого я не вижу.
Серафима ЧООДУ