В минувшую среду, 17 сентября, в Национальном театре РТ с премьерной программой выступал Тувинский государственный ансамбль песни и танца «Саяны». Это был заказ Правительства РТ: создать новинку в честь 100-летия единения России и Тувы. Композицию в двух отделениях назвали «Золотые стрелы мечты». Показывали ее и в четверг.
Такие заказы сделаны многим коллективам региона, зрители уже могут сравнить и сказать, кто ответственно подошел к поставленной задаче, а кто «под шумок» воспользовался ситуацией для иных целей. С гордостью называю артистов Духового оркестра, достойно справившихся со сложнейшей установкой. Пока на их уровень никто не вышел. К сожалению. В том числе — и «Саяны».
Прогон чернового варианта работы предусмотрительно провели летом, чтобы можно было услышать замечания специалистов, выслушать пожелания. Это было на заседании в Доме Правительства РТ под руководством вице-премьера Анатолия Дамба-Хуурака. Говорили тогда много и конкретно. Да только приглашенные зря потратили время. Постановщики не стали прислушиваться, а сделали окончательный вариант, как и на предварительном показе. Зачем, спрашивается, отрывали занятых и уважаемых людей на никчемные, как оказалось, посиделки?..
Никакой темы единения красной нитью не проходит по сюжету. Только для проформы пригласили фольклорную группу «Ой-да», члены которой, было заметно, весьма неуютно чувствовали себя, потому что не получилось у постановщиков (автор сценария — Э. Мижит) ни органики этого эпизода, ни выверенного сюжета. Ни образов единения с Россией. Скорее, наоборот. Сочли авторы возможным в данном правительственном заказе вспомнить Чингисхана («Золотая Орда», постановщик В. Донгак), под иго которого попала Русь (истории, что ли, уже не знают деятели культуры, или это осмысленное решение?). Вспоминаются исторические пласты многих эпох (заказ же не на это был!), но особого поклона связям с большой родиной, частью которой Тува и есть, на сцене нет.
Каких мы только танцев не увидели: скифских, китайских, маньчжурских и т. д. Вроде как поклон угнетателям (может, собрались на гастроли в Китай?). Но ничего русского! Да, трудно найти ход, но на заседании летом и говорили: если местные специалисты не могут справиться с задачей, надо пригласить помощников со стороны. Тоже не прислушались в «Саянах».
О качестве. Не знаю, права ли, но отделение от филармонии на пользу прославленному коллективу не пошло. Сейчас мы видим низкий исполнительский уровень. Тем более, нам есть что вспомнить из истории самих артистов и к тому же сравнить с танцевальными коллективами, блиставшими в Туве в этом году. Сравнение — не в пользу тувинцев. К сожалению. Нет четкости движений (я не про студентов колледжа искусств, для них, думаю, это была большая школа), четкости линий в композициях, много заимствованного, не в лучшем варианте. Да и прыжки, темповые отрывки — тут работы очень много впереди. Одним словом, показали сырой продукт. И, повторюсь в который раз, звук и свет в театре по-прежнему оставляют желать лучшего.
Не хватает харизматических личностей в соло. Да, могу отметить Е. Кара-Донгак в танцах и А. Кошкендей в песнях. Очень не хватало нашей звезды М. Ондара — он один из запоминающихся образов программы. Нужны яркие артисты среди молодых, но на смену неподражаемому А. Мандан-Хорлуу никого не выросло… Или теперь юноши и девушки все в бизнес подались? Видимо, пожинаем плоды равнодушия к состоянию и финансированию культуры в целом.
Этот новый сюжет имеет право на существование, никто не спорит. Но он — не к 100-летию единения России и Тувы. История совсем о другом, о прошлом тувинцев. Исполнение надо еще оттачивать и доводить до достойного уровня. Тогда, образно говоря, стрелы станут золотыми. Подчеркну: радует глаз обилие ярких костюмов. И это один из основных положительных моментов программы. Хорош образ волны Енисея, которая смывает империи, государства, века (только исполнение желательно бы получше). Есть очень интересные поэтические образы Э. Мижита, которые выразительно подавала ведущая Е. Ооржак. В оформлении были странные вещи (художник — Начын Шалык). Скажу об одном моменте. Появившийся видоизмененный российский герб смотрелся, мягко говоря, «не к месту». Да, идея «находки» понятна, но нельзя ли было мысль донести не на государственном символе? Кто-то может и обидеться за державу. Ведь с тувинским гербом так «пошутить» что-то не рискнули. Тут не стоит переходить весьма тонкую грань понимания, что можно и дозволено, а что — нет. К тому же надо иметь хороший вкус.
Если сказать одной фразой: программа пронизана любовью к предкам-скифам. На это творческие силы и были направлены. Но не на госзаказ.
Марина КЕНИН-ЛОПСАН