Тувинская правда 12+

ЖКХ начинается с… просветительства

22 января 2015
1343

В Центре русской культуры Кызылский городской хурал представителей провел слушания на тему «Изменения в законодательстве о жилищно-коммунальном хозяйстве». В 2014 году Государственной Думой и Правительством РФ внесены поправки в Жилищный кодекс РФ. Часть из них вступила в силу с 1 декабря прошлого года, остальные — с 1 мая 2015 года.

— Поправки существенные, – заметила участник слушаний, заместитель директора Агентства по жилищно-коммунальному хозяйству РТ Тамара Авыда, — изменения, сравнимые по значимости с нынешними, вносились в законодательство в 2012 и 2013 гг.

Жилищная тема касается каждого, неудивительно, что полемика, которая завязалась в тот день, была острой, а для представителей городского хурала оказалась еще и малоприятной.

Тот факт, что депутаты вышли к народу для совместного обсуждения жилищных проблем, прибавил им чести.

Но для начала депутаты презентовали сборник под названием «ЖКХ: как заставить управляющую компанию работать честно». Его главная ценность — в информации о том, как простому жителю отстоять жилищные права и по какому телефону обратиться за помощью в случае аварийной ситуации в доме. Городской хурал напечатал эту брошюру тысячным тиражом. Для столицы республики, население которой превышает сто тысяч жителей, это капля в море. Выход подсказал заместитель председателя хурала Аяс Лопсан: жители столицы республики могут прийти в общественную приемную городского хурала, на Ленина, 43, и сделать там копию со всех тридцати страниц брошюры.

И управляющие компании, и товарищества собственников жилья (ТСЖ) обязаны теперь публиковать в Интернете информацию, которая касается всех работ по содержанию дома. Размещать ее должны и на федеральном «жилищном» сайте. Прежде вся финансовая информация была тайной за семью печатями. Неудивительно, что у жильцов многоквартирных домов возникали вопросы о том, что же входит в перечень услуг, которые они ежемесячно оплачивают. Готовый пример «из жизни» привела на слушаниях жительница дома сорок семь, расположенного на улице Ленина. После землетрясений 2011 и 2012 годов в этом трехэтажном доме появились трещины. Управляющая компания установила тогда по углам дома «бетонные рубашки», а стоимость защитных сооружений «повесила» на жильцов. В квитанциях, которые тогда же получили жильцы, значилась сумма в тридцать девять тысяч рублей. После того, как они обратились в прокуратуру, эта сумму компания пересчитала, и теперь она составила…девятнадцать тысяч рублей.

— Однако нам так и непонятно до сих пор, — возмущалась жительница дома, — как, каким образом управляющая компания делала расчет по ремонтным восстано­вительным работам? И почему жильцы должны оплачивать последствия землетрясений, ведь к природным катаклизмам они непричастны?

Самые принципиальные жители дома выяснили даже, что оплата работ велась якобы с их согласия, а управляющая компания даже заключала договор на оказание именно этих услуг.

— Но я никакого договора не подписывала, — возмущалась обитательница дома, — и никто со мной не вел разговоров о ремонтных работах! Большая часть наших жильцов — это арендаторы, которым до самого дома нет никакого дела.

Даже старожилы не помнят, когда в доме на Ленина, 47 проводилась санитарная чистка в подвале. Теперь они делят свои квадратные метры с жирными «фиолетовыми» мухами, которые из подвала переселились уже в квартиры. Деньги на проведение санитарных работ, утверждала жительница, у компании есть, тем более, что стоимость их закладывается в квартирную плату.

— А теперь управляющая компания или ТСЖ обязаны предоставлять информацию о тех средствах, которые идут на содержание дома, — специалист городского отдела по жизнеобеспечению Болат Ооржак обнадежил обитателей аварийного дома. — В этот перечень входят сведения о работах по капитальному и косметическому ремонту. Там же — нормативная база и расчеты по предоставляемым коммунальным услугам. И там же — информация о том, как распоряжается управляющая компания (или ТСЖ) имуществом в многоквартирном доме.

Обитатели многоквартирного дома, утверждал чиновник, будут знать о том, сколько составляет арендная плата для нежилых помещений, которые отданы под офисы или магазины, и кто является ее получателем. Это значит, что известно будет и то, на что управляющая компания или ТСЖ расходует эту сумму, и идут ли вообще эти деньги на содержание дома и его ремонт.

По этому поводу городские чиновники заспорили с жителем дома, расположенного на улице Ле­нина, 62. Цокольный этаж там занимает биллиардный зал. Очевидно, что владельцы его кому-то вносят арендную плату. Однако сами жильцы никаких доходов от такого соседства не получают. Арендная плата, считают они, не идет на ремонт дома и обустройство двора перед ним.

— Мусор вывозится со двора как попало, — доказывал один из жильцов дома, — дворники руками собирают и грузят его в специальную машину. Нет электрика и сантехника, по крайней мере, их визита ко мне домой не могу добиться от управляющей компании.

Дом обслуживает управляющая компания «Сервис плюс». К тому времени, когда завязалась полемика, руководитель ее покинул зал слушаний. А до того Альберт Сындынчап говорил о задолжниках по квартирной плате. В прошлом году, утверждал он, управляющие компании республики за услуги по содержанию домов недосчитались 438 миллионов рублей. С задолжниками пытается бороться мэрия и даже создала специальную комиссию. Анализ же ситуации показал, что часть задолжников не вносят оплаты вовремя из-за того, что им задерживают заработную плату.

Другой бич, с которым пока не справляются управляющие компании, — квартиры, которые сданы их собственниками в аренду. Временные обитатели, как правило, и ломают двери в подъездах, с «мясом» вырывают провода осветительных приборов и домофонов. Альберт Сындынчап предложил вернуться, как когда-то в советские годы, к практике избрания подъездного старосты. Такому человеку можно поручить работу с задолжниками и арендаторами. Вот только об оплате его труда начальник управляющей компании не сказал ни единого слова.

Новшество жилищного законодательства — это то, что управляющая компания будет иметь лицензию на все виды услуг, которые оказывает. Об этом УК надо позаботиться до первого мая. Это требование распространяется и на жителей города и республики, которые оказывает услуги ЖКХ в частном порядке. По словам ведущего эксперта Службы государственной жилищной инспекции РТ Светланы Ооржак, на каждый из своих домов компания должна получить отдельную лицензию. Выдавать ее будет специальная комиссия, создаваемая на республиканском уровне. И эта же комиссия будет лишать лицензии. Руководителем управляющей компании может быть только тот, кто имеет диплом по «профильному» техническому, экономическому или юридическому образованию и прежде не имел проблемы с законом, не совершал, в частности, экономических преступлений.

Слушания стали поводом для того, чтобы выяснить, когда же обитатели аварийных домов на улице Паротурбинной получат современные квартиры.

— О программе «Ветхое жилье» нам не первый год рассказывают, — посетовала жительница одного из домов, — и никаких перемен у нас не происходит. Все так же обитаем в старых деревянных домах, где на глазах все рушится и плывет…

— Хорошо уже то, что попали в эту программу, — успокоил Аяс Лопсан. — Из-за сложного финансового положения в республике и городе мы не можем пока строить социальное жилье, а вот обитателей ветхого жилья переселим до 2017 года.

— На эти цели уже выделено около двух миллиардов рублей, — дополнила его Тамара Авыда.

В нынешнем году деньги будут освоены на строительстве трех многоквартирных домов: на Ан­гарском бульваре, Иркутской улице и на Своротке. На объектах будут заняты строители из Новосибирска.

Однако не все обитатели ветхих домов хотят покинуть насиженные места. Жительница двух­этажного деревянного дома на улице Интернациональная, 17 Римма Путилова даже заявила: аварийным их дом признали против воли его обитателей. «Коттедж», как называют они свой дом, строился полвека назад геологической экспедицией. И стоит на прочном фундаменте. В доме сухо и тепло. Геологи обустраивали и двор перед домом, высаживали деревья. Единственная проблема, какую не могут решить обитатели «коттеджа», — это как достучаться до мэрии с просьбой о том, чтобы подъездную дорогу у дома засыпали гравием. Глина, которую власти уложили в канун столетнего юбилея города, прилипает к обуви, и жильцы растаскивают ее до самого порога квартир.

Аргина Пала, ветеран здравоохранения, а до недавнего времени и депутат городского хурала представителей, коснулась другой болевой точки:

— Мы живем в сейсмически активном регионе, а между тем на наших глазах первые этажи многоквартирных домов обустраивают до сих пор под магазины и офисы. В этих помещениях разбирались перекрытия и несущие конструкции. Кто-нибудь из городских властей следил за тем, соответствуют ли эти работы строительным нормам? Ведь нет гарантии того, что верхние этажи не просядут в любой момент и начнут разрушаться. Специалистам надо обследовать эти дома — хотя бы для того, чтобы мы, обитатели верхних этажей, могли спать спокойно.

— Да и за нарушения, которые мы обнаруживали, владельцам офисов и магазинов на первых этажах ничего не стоит заплатить штраф, совершенно смехотворный, — заметила Тамара Авыда. — Но ничего здесь не поделаешь: именно такие санкции предусмотрены в Кодексе об административных нарушениях.

— Нам нужно вести просветительскую работу среди населения, — подвела итог слушаний председатель Кызылского городского Хурала представителей Дина Оюн. — Научить кызылчан идти со своими жалобами и просьбами к городским властям. Ведь есть у городского хурала телефон общественной приемной — 2-05-71. Пока же горожане — чаще по незнанию — обращаются с заявлениями на имя главы республики и даже президента России. Хотя проблему можно решить и на городском уровне. И чиновникам, и депутатам надо выработать свою систему работы с жильцами многоквартирных домов и их управляющими компаниями. И держать руку на пульсе, а значит, постоянно быть на связи.

Михаил Рудаков

asdf asdf asdf