Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Жизнь и роли

31 марта 2016
2450

Торжественно празднует свое 80-летие тувинский театр, который невозможно представить без Николая Оскеевича Олзей-оола. 100-летие этого замечательного и талантливого человека было 20 февраля.

В Государственном архиве Республики Тыва на хранении находится личный фонд Н.О. Олзей-оола — заслуженного артиста РФ, народного артиста Тувинской АССР, участника трудового фронта в Великой Отечественной войне, актера, киноактера, певца.

В личном фонде имеются автобиографические воспоминания «Посвящение родному народу», фотодокументы, удостоверения к медалям, поздравительные открытки, почетные грамоты.

Хотелось бы несколько слов посвятить его автобиографическим воспоминаниям. Первая часть воспоминаний посвящена его детству, он пишет о родных местах, где он проживал с родителями.

В 1932 г. его отправляют учиться на двухмесячные курсы в школу колхоза в Шагонар. В декабре 1932 года его направляют в верховья Каа-Хема на Кара-Белдирский золотой прииск, где он проработал до марта 1934 г. Именно там, как он пишет в воспоминаниях, он получил большие навыки по работе, познакомился с русскими, татарами, корейцами, осознал, что такое дружба. «Проработав с ними два года, я получил неоценимый жизненный, рабочий урок и подтянул свой русский язык», — пишет он в воспоминаниях.

Вторая часть посвящена его юности, как он стал артистом, его работе в театре, где он проработал большую часть своей жизни:

«Откуда мне и моим родственникам было знать, что я стану артистом. Давно, когда был подростком, я пел на сходах граждан и в местах, где проводили освещение святых мест, своим пением развлекал богатых нойонов. За плохое исполнение мне могли надавать пощёчин, избить меня», — пишет он. У него было желание научиться пению и стать одним из талантливейших певцов.

В декабре 1937 г. в кожуун приезжает министр культуры Седип-оол Танов для отбора молодых людей, умеющих петь, исполнять горловое пение, играть на народных инструментах.

Министр попросил его исполнить что-нибудь. «Я был скромным, поскольку в большинстве рос в юрточном ауле. Рассказал обо всём, что умею исполнять. Начал с горлового пения, потом спел каргыраа, затем поиграл на игиле, бызаанчы, демир-хомусе. Послушав меня, министр спросил: «Хочешь выучиться на артиста?» — «Да, если примут, пойду с большим желанием», — ответил он. «Играешь неплохо, если хочешь, через два дня приезжай в центр кожууна, и я отправлю тебя в Кызыл».

Так он приезжает в Кызыл на учебу, где помимо театрального образования получал ещё и общее образование.

«В Туве в те времена не было ни одного квалифицированного преподавателя по театру. Имел высшее театральное образование только Кок-оол, который окончил Московский театральный институт», — пишет Н.О. Олзей-оол.

В сентябре 1940 г. приезжает из Москвы Иван Яковлевич Исполнев — высококвалифицированный педагог по театру, талантливый режиссер, чтобы обучать профессиональному мастерству. Он поднял вопрос об открытии театрального училища в Туве перед директором театра С.А. Сарыг-оолом. Это предложение поддержали ЦК ТНРП. В этом училище были открыты отделения балета, хора, цирка, духового оркестра, драматургии.

«В 1942 г. был экзамен по вокалу. Преподаватель по вокалу Сергей Илларионович Булатов, проверив меня, сказал: «У тебя голос хороший. Тебе нужно учиться по вокалу». Когда я отучился более одного года, мне только тогда разрешили выступать перед публикой. Исполнял песни «Обрыв Волги», «Когда я ездил с почтой» и другие.

В 1943 г. сыграл роль Чамзы-Дамба в спектакле «Дорога у нас такая» писателя Сергея Пюрбю. В 1944 г. в комедии французского драматурга Жана-Батиста Мольера «Лекарь поневоле» сыграл роль Вальера. Роль Любима Карповича Торцова сыграл в пьесе А.Н. Островского «Бедность не порок».

С вхождением Тувы в состав СССР артисты начали ездить на повышение актерского мастерства в Москву, Ленин­град.

Летом 1945 г. состоялся первый выпуск театрального училища.

В 1952 г. Н.О. Олзей-оол сыграл в спектаклях А. Корнейчука «Платон Кречет» в роли П. Кречета, в роли Городничего Сквозник-Дмухановского в спектакле «Ревизор» Н.В. Гоголя.

В 1953–1954 гг. на сцене театра был показан спектакль «Боттанган кузел» С.К. Токи, где Н. Олзей-оол исполнил главную роль — директора колхоза Биче-оола. Роль феодала сыграл М. Мунзук, роль Хорлукпана — Виктор Кок-оол. В спектакле «Самбажык» В.Ш. Кок-оола он сыграл роль главного героя — Самбажыка.

«Если взять период с момента образования тувинского театра до последних лет, я старался сыграть разные, не похожие друг на друга роли в спектаклях мировых русских и советских классиков, тувинских драматургов. Помимо театра, другая сторона моей жизни — роли, сыгранные в нескольких кинофильмах. Вдумайтесь, сыграть в одном фильме — это значит оставить в своей жизни, в истории вечный неизгладимый след», — пишет он.

В конце 50-х годов он сыграл в фильме «Люди голубых рек» киностудии «Ленфильм» роль секретаря парткома колхоза Кагай-оола. С этого началась его актерская работа. В последующие годы сыграл главные роли в таких кинофильмах, как «Чекпенин изи-биле», «Ээтпек ындында чул ол?», «Айдын дуне чылбырааштар».

Николай Олзей-оол был необычайно популярен и как певец. Его голос, живой и сильный, до сих пор звучит в радио- и телепередачах.

Многолетний творческий путь Николая Олзей-оола отмечен правительственными наградами, в том числе и Монгольской Народной Республики.

Б. САНДАК,

ведущий специалист Государственного архива РТ