Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Живы древние обычаи

28 июля 2014
3568

Лето у тувинцев – время проведения обрядов освящения родовых мест и других природных объектов. Сотрудники отдела экологического просвещения заповедника «Убсунурская котловина» стали участниками некоторых их них.

Они побывали на освящении священного дерева в местечке Чоон-Адыр близ села Морен Эрзинского района и родника в местечке Туралыг-Аксы в Кара-Холе Бай-Тайгинского района. В Эрзинском районе освящение организовала семья Дирчинов (род Буурулдаев), а в Бай-Тайгинском ответственной за проведение обряда была семья Иргитов. В районах были организованы парад национальных костюмов, борьба хуреш, состязания в беге в различных возрастных категориях, концертные номера. Победителям соревнований вручены информационные буклеты, а юным участникам  – школьные дневники «Тува  – земля снежного барса», выпущенные заповедником к 100-летию единения России и Тувы.

Методисты заповедника собрали фото- и видеоматериал, который будет использован для создания киножурнала о природоохранных традициях и традициях почитания природных объектов.

 Освящение дерева

Есть два вида деревьев, которым тувинцы поклонялись и освящали их: это «шаман-дерево» («хам-дыт» – лиственница) и «тел-ыяш» («тел-ыяш» – лиственница и береза, выросшие вместе).

«Хам-дыт». В представлении древних тувинцев священная шаманская лиственница – это самое долголетнее, самое высокое, самое стройное и самое крепкое дерево. Над веткой шаманской лиственницы образуется круглый пучок из переплетенных между собой живых веток. Этот пучок виден издалека. Рубка такой лиственницы считалась самым большим преступлением и приравнивалась к убийству шамана.

«Тел-ыяш». Это лиственница и береза, выросшие как одно дерево, с переплетенными корнями. Их считали святым деревом. Обязательно совершали обряд освещения «тел-ыяш», если оно росло на берегу речки, родника, аржаана. На такие праздники освящения всегда собиралось много людей, они приносили с собой молочные продукты, вареное мясо, араку. Такой обряд считался народным праздником, устраивались игры и состязания.

«Богатое дерево». Если поблизости с чабанской стоянкой не было «тел-ыяш», то тувинцы освящали «богатое дерево» - это большая лиственница, которая имеет не менее тысячи веток, или группа лиственниц, растущих на одном месте.

Запрещалось косить траву, рубить лес в местах, близких к этим священным деревьям. Где проводили освящение - запрещалось вырубать деревья, охотиться, копать землю. Молитвы людей были обращены к счастливой жизни рода, вере в лучшую жизнь, к приумножению природных богатств.

Обряд по освящению святого дерева представители рода Буурулдаев проводили в 108 раз. Они уверены, что за уважительное отношение к природным объектам природа награждает их близнецами, двойняшками. В роду очень много близнецов.

Освящение родника

Наши предки оставили нам свои священные наказы по охране окружающей нас природы, которую они считали священным делом каждого человека. В древние времена были священные обряды, правила и запреты, связанные с водными источниками, большими и малыми реками:

нельзя загрязнять воду – будет эпидемия заразных болезней;

нельзя бросать мусор в реку – исчезнет материнское молоко;

нельзя рубить лес вдоль реки – будет ревматизм;

нельзя рыбачить путем перекрытия реки – уйдет счастье.

Освящение родника имеет свое значение и назначение. Есть строгие правила его проведения. Например, когда болеет ребенок –приглашали шамана, чтобы он совершил обряд по освящению родника.

Есть родники, которые освящают ежегодно, чтобы леса поблизости были целыми, разрастались деревья и не высыхали реки и родники.

Обряд по освящению устраивал тот, кто хотел стать богатым. Становление человека, по мнению предков, тоже связано с водой.

Обряд по освящению устраивает тот, кто хочет, чтобы его род по крови не оборвался; освящали родник, чтобы попросить милости у его духа. Воду родника, которую освящали, тувинцы считали святой, а место, где протекает родник, - священным.

В последние годы широко возрождаются традиции обрядов освящения природных объектов. Соблюдение наказа наших предков – это один из способов охраны природных богатств. Это своего рода желание, чтобы все люди, особенно дети, были счастливы, все природные богатства родной земли были в полной сохранности и множились. Это пример молодому поколению к бережному отношению к природе.

Долаана МОНГУШ