Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Жить будем дольше…

24 мая 2018
662

Тува ставит целью достичь к 2030 году уровня средней продолжительности жизни в 74 года.

Правительство Тувы утвердило Стратегию развития региональной системы здравоохранения. Её ключевыми ориентирами станет обеспечение доступности медицинской помощи, повышение её качества, активная политика здоровьесбережения и народосбережения. За счёт выполнения задач, сформулированных в документе, планируется к 2030 году увеличить главный интегральный показатель здоровья населения — ожидаемую продолжительность жизни — до 74 лет, или на 9,8 года по сравнению с 2016 годом. 

Несмотря на то, что заявленный показатель уступает целевому значению, прогнозируемому на тот же период по Российской Федерации (77,9 года), специалисты оценивают поставленную Стратегией задачу достаточно амбициозной. Ведь сегодня средняя продолжительность жизни в республике, напомним, составляет всего 64,2 года и отстает от среднероссийского значения почти на восемь лет. Однако в минздраве РТ уверены, что поставленная цель вполне достижима. Уверенность основана на опыте минувшего десятилетия, за которое Туве удалось обеспечить рост средней продолжительности жизни с 55,8 до 64,2 года. 

Кроме того, за последнее время система здравоохранения республики успела создать ряд конкурентных преимуществ за счет модернизации и улучшения качества работы медицинских учреждений. Тува, в частности, несколько лет подряд является лидером среди регионов России по рождаемости — 23,2 на 1000 населения, или в 1,8 раза выше среднероссийского показателя. При этом значительно сократился уровень смертности по сравнению с РФ — до 9,8 случаев на 1000 жителей против российских 12,9. Серьезные успехи есть и в политике охраны здоровья матери и ребенка: в базовом для стратегии 2016 году здесь не зарегистрировано ни одной смерти матери, тогда как по РФ в среднем было 10 случаев на 100 тысяч рожениц.

Для решения стратегических задач сформирован перечень приоритетов развития системы здравоохранения. Предполагается акцентировать работу на профилактике болезней, охране материнства и детства, доступности и качестве помощи, формировании интегративной медицины, развитии государственно-частного партнерства, привлечении частных инвестиций в сферу лечебного туризма, расширении выбора пациентов в формах и методах лечения. 

Стратегия оценивает и вызовы, которые необходимо преодолеть для дальнейшего развития здравоохранения. Одной из серьезных проблем считается, к примеру, удаленность населенных пунктов друг от друга, наличие труднодоступных поселений, существенно затрудняющих оказание медицинской помощи и снижающих её оперативность. Многое придется менять и в действующей организационно-управленческой структуре системы здравоохранения. Точками особого напряжения, нуждающихся в выработке новых подходов, медики называют высокую смертность от внешних причин, от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, а также от туберкулёза. С учётом данных факторов будет выстраиваться работа регионального здравоохранения на предстоящее десятилетие. 

Для контроля за реализацией стратегии, а также промежуточной оценки эффективности действий помимо показателей вроде продолжительности жизни, смертности и других разработчиками введены конкретные и понятные всем критерии. Так, об уровне распространения здорового образа жизни представление может дать снижение доли курящих и употребляющих алкоголь. С помощью независимого аудита будет определяться степень удовлетворенности жителей Тувы качеством медицины, которая должна увеличиться с нынешних 46 до 75 процентов к 2030 году. Предусматривается также почти вдвое поднять долю госпитализации пациентов в числе всех вызовов врачей, охват диспансеризацией, ранее выявление опасных заболеваний, вроде онкологии. 

Особое внимание планируется уделить внедрению новых технологий в отрасли. Уже в 2018 году в эксплуатацию предполагается ввести несколько центров трансляционной медицины, а еще через год полностью сформировать систему телемедицинских консультаций, связывающую все больницы. К 2020 году минздрав обязуется также сформировать единую информационную систему с использованием цифровой медицинской карты каждого пациента. Для больных из группы риска — например, диабетиков — будет создана система постоянного электронного мониторинга за их состоянием, позволяющая в режиме онлайн считывать информацию об артериальном давлении, пульсе, уровне глюкозы в крови и иные данные. 

В отдельное направление деятельности выделено развитие сельского здравоохранения. Оно включает обновление ФАПов, расширение сети кабинетов врачей общей практики, оснащения современным диагностическим оборудованием, оборудованием для дистанционной консультации специалистов. Прогнозируемый дефицит фельдшеров уже сейчас диктует необходимость организации целевого набора учащихся в медицинский колледж из числа жителей сел, которые гарантированно вернутся в свои поселения и будут работать там. 

Реализация стратегии потребует координации усилий во всех сферах деятельности, не только сугубо медицинской. К примеру, значительных затрат и мобилизации ресурсов будет стоить создание инфраструктуры здравоохранения — фельдшерских пунктов, больниц, санаториев и курортов, дорог к ним. В частности, только здравниц на основе минеральных источников-аржаанов власти Тувы собираются построить к 2030 году более двадцати.

Юрий НИКИТИН