Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Жарки в натюрморте

25 декабря 2014
1318

50 лет назад, в 1964 году, городу Кызылу был присвоен статус столицы Тувинской АССР, пишется в первой книге о Туве: «Кызыл — столица Советской Тувы», изданной в 1964 году — к 50-летию города.

Составители книги: Б.Ч. Очур, В.И. Ровнов, Н.А. Сердобов, С.Ч. Урояков, В.Н. Харламов. Редактор — Н.А. Сердобов. Редактор издания — Н.В. Гребнев. Художник — В.Ф. Демин, художественный редактор — И.Я. Кузнецов.

В декабре 2014 года исполнилось бы 90 лет со дня рождения (1924–2014 гг.) художе­ственного редактора этой книги Ивана Яковлевича Кузнецова. Он проработал в Тувинском книжном издательстве 30 лет. За эти годы под его редакцией вышло более 200 наименований книг художественной и учебной литературы на тувинском и русском языках. Его работы есть в Национальном музее Тувы, Московском передвиж­ном фонде выставочных работ. Был местным гидом, участвовал сам и сопровождал местных и приезжих туристов — любителей острых ощущений проплыть на плотах по горным притокам реки Енисей.

Участник Великой Отечественной войны. По состоянию здоровья уехал из Тувы.

Моя просьба: в память об Иване Яковлевиче поместить в вашей газете рассказ о Туве. Надеюсь, есть еще сослуживцы по работе в Тувинском книжном издательстве, с кем он работал, есть родственники. Будем признательны и благодарны.

* * *

В 1957 году по воле судьбы я оказалась в Тувинской АССР, на строительстве мостов по Усинскому тракту.

Дорога эта для движения транспорта утомительна и небезопасна. Встречаются на ней памятники погибшим. Случаются обвалы горных пород, они сметают на своем пути все живое, оставляя голые камни и булыжники. Пейзаж разнообразный и потому интересный. Так, за обва­лом тянется лесная полоса, лес сменяет кустарник, дальше — островок обгорелого леса, следы стихийного пожара, затем — мелкая поросль, цветет багульник. При спуске и подъеме с хребта дорога извилистая, делает «петли». Скалы таят в себе ценное растение — «Красный корень». По лечебным свойствам оно приравнивается к женьшеню. Находятся смельчаки, взбираются на скалы в поиске корня и находят. У подножья Саян по тракту есть уникальное место — заповедник, «маральник». Обитают благородные животные, красавцы-маралы.

А в городе — жара, наступило знойное, жаркое лето, хочется отдохнуть на природе, и мы со­бираемся в дорогу. Машин у людей еще мало, у нас на троих мотоцикл с коляской. Удобное место отдыха горожан — 36-й километр по тракту. Небольшой подъем от правого берега реки по равнине, дальше начинается полоса леса. Мы сворачиваем налево, в наше любимое место. Лес здесь полукругом, в центре — поляна. Ноги ступают на оранжевый ковер — цветут жарки. В поле зрения попадает пенёк. По всей поляне видны погнившие деревья. Явно здесь когда-то был лес. Со временем поляна заживила раны, образовался просторный островок, поляну заняли горные цветки-жарки — украшение тайги.

Располагаемся у пенька. Муж выбирает удобную позицию, чтобы сделать акварельный набросок частички живой природы. Нам с сыном задание — найти в лесу сучочки, корешочки, напоминающие птичек, зверушек и других обитателей леса. Диме — 8 лет, он фотографирует все подряд, что находит достойным.

Вдоволь находившись по лесу, мы возвращаемся к пеньку. Муж к тому времени тоже закон­чил работу, доволен, удалось «поймать», что хотелось. Наши находки раскритиковал, сказал: «Находить надо уметь, видеть воображением». Тем временем я раскидываю скатерть-самобранку, то ли обедаем, то ли ужинаем. Разомлевшие от запахов разнотравья, леса и цветов, вольготно сидим, рассуждаем обо всем и ни о чем. Вечереет, потянуло прохладой, пора возвращаться домой. Я набираю букет цветов.

В одну из поездок на нашу поляну муж сам набрал охапку цветов, сказал : «Напишу натюр­морт». В композицию вошли сделанные его руками корзинка и берестяной туесок. На полотне слева видна часть корзинки с разными цветами, рядом — вилочек капусты. Справа — часть туеска с деревянной крышкой с россыпью цветов, в центре — серебряный кувшинчик с роскошным букетом цветов — жарков. Натюрморт получился, картина участвовала на выставке, хотели поместить ее в местном музее, но мы оставили себе, решили — ее место на кухне. С тех пор круглый год зимой и летом цветут у нас саянские жарки.

А время неумолимо. В нашей жизни многое изменилось. Нет в живых автора натюрморта Ивана Яковлевича Кузнецова. Он любил свой высокогорный край, хорошо знал и чувствовал природу, легко в ней жил, не уставал рисовать.

Букет цветов, поставленный его рукой в кувшинчик, — подарок нам с сыном. Картина стала для нас неким продолжением целостности семьи. Вместе с нами жарки переселились из сурового горного климата в умеренный климат средней полосы.

Ксения КУЗНЕЦОВА,

вдова; г. Тула