В Национальном музее РТ в минувшую пятницу в зале временных экспозиций открылась выставка «Я, сын Алтая». Здесь представлены 77 копий произведений Григория Чорос-Гуркина из собраний Национального музея Республики Алтай. Познакомиться с творчеством мастера можно до 5 ноября.
Григорий Иванович — не чужой для центра Азии человек. Судьба его — трагична, забрасывала в разные уголки Земли. Жил в Монголии, осенью 1921 года оказался в Туве, где оставался до 1925-го. Участвовал в создании первого букваря тувинцев, уже вернувшись в СССР. А в 1924-м помогал иллюстрировать первый номер нашей газеты «Тувинская правда», которая тогда называлась «Красный пахарь». Ездил по разным уголкам ТНР, даже в Тодже побывал. Записывал тексты мистерий шаманов, конечно же, творил, рисовал, писал сюжеты на местом материале. Выполнял и заказы тогдашнего руководства молодой страны. Многие полотна «урянхайской коллекции» автор представил во второй половине 1920-х годов на восьмой выставке АХРР «Жизнь и быт народов СССР» в Москве и Ленинграде. О них А. В. Луначарский сказал: «Отмечу еще замечательные по тонкости, прямо-таки драгоценные по краскам пейзажи Чорос-Гуркина, ойротского художника с Алтая».
К сожалению, у нас в республике мало что сохранилось из творческого наследия мэтра, да и то, что есть в нашем музее, редко видят посетители. Молодежь практически не знает этого титана, да, не побоюсь так писать, не только Сибири, но и страны. А он учился у самого И. И. Шишкина в Академии художеств. Родился 12 января 1870 года, а расстрелян 11 октября 1937-го. Первая персональная выставка прошла в декабре 1907-го в Томске, называлась «Природа и жизнь Алтая», вызвавшая яркие отклики зрителей и специалистов. Арестовывался в 1934-м, 1937-м. Реабилитирован в 1956-м. Сталинский молох прошелся и по этой судьбе… Так что вернисаж открылся и как дань памяти художника. Кстати, экспозиция кочует по разным городам Сибири, уже побывала в Абакане. От нас отправится в Горную Шорию.
В эти дни в НМ проходило научное заседание музееведов Сибирского округа, поэтому собрались представители разных городов. Даже была заместитель директора по науке Московского исторического музея Любовь Ивановна Скрипкина, которая порадовалась знаковому событию в жизни региона.
А заместитель директора музея из Горно-Алтайска Римма Михайловна Еркинова эмоционально представила работы земляка. Его наследие — более 5000 произведений, графика и живопись. В разных хранилищах Сибири есть эти богатства. К тому же в витринах можно увидеть литературу, посвященную Чорос-Гуркину. Ее, к счастью, уже много, яркие альбомы и основательные научные исследования. Но многое еще предстоит опубликовать.
Директор НМ Тувы Виктор Чигжит специально пригласил на церемонию открытия воспитанников РШИ — коллектив «Ойна», с которым много лет занимается его создатель Валерий Ондар. Великолепная четверка с педагогом украсила событие исполнением «Музыкальной табакерки» А. Лядова, «Мои горы» («Дагларым») Р. Кенденбиля и «Африканским блюзом», сорвав овации аудитории, кричавшей «Браво!» юным талантам.
И долго-долго школьники и взрослые рассматривали копии (современные технологии их исполнения практически не дают отличий от оригиналов). Это, конечно, много произведений «урянхайского периода» и работы, посвященные Горному Алтаю. Тоджа, Кунгуртуг, озера, «воздушные» могилы шаманов, быт чабанов, портреты реальных людей (вот родственники порадуются, увидев предков!), пейзажи, сакральные места… Сколько тут света, сказочности, в то же время — бытописание с точными деталями для потомков. Да, заметно влияние классической русской школы живописи, но и в то же время — своё, неповторимое видение сюжетов. Так и хочется воскликнуть: «Что за прелесть этот Григорий Иванович! Ай да Чорос-Гуркин!»
Может, когда-то соседи привезут и подлинники картин и графики мэтра. Будем надеяться, тем более, эта идея «витает в воздухе». Приятных вам, читатели, открытий — отправляйтесь в культпоход за яркими впечатлениями в музей. Такое ощущение, что дух художника где-то рядом с нами в эти дни…
Марина КЕНИН-ЛОПСАН