Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Закоулки памяти. Частная жизнь в эпоху перемен

20 августа 2019
483

Всё меняется на глазах. Еще вчера пустые полки магазинов заполнились американскими окорочками –«ножками Буша», заморскими «сникерсами», «баунти», «твиксами». С телеэкранов назойливо зазвучало: «берите всё!». Появившиеся видеосалоны обрушили на головы боевики, фантастику, жесткую эротику, секс в разных видах. По телевизору – слащавые бразильские сериалы. Их герои стали для многих ближе родных, соседей. Музыка оглушает – новые формы. Девушки мечтают о богачах, молодое тело стало товаром. На рынках – развалы косметики, разноцветного пластика. Рушатся семьи, заброшены дети, разгул – всё можно ради карьеры. В мусорках роются бомжи. Работы нет, стоят заводы. Труд арата не привлекает молодых.  «Хозураан Тува», все в разрухе. «Нас опустили в рассол капитализма, чтобы снять шкуру социализма» (А.Платонов). Безумный темп, падение нравственных устоев, нет идеалов – культ потребления «здесь и сейчас», бездуховных развлечений, разрушение морали – «жить без тормозов».

И литература в упадке, развелись писаки, графоманы, книжки выпускают за свой счет по 100 экземпляров для своего круга, «были бы деньги».

Мужики ринулись на Дальний Восток за машинами. Деньги достаются нелегко – в краже, авариях, драках и крови. И вскоре в Кызыле сотни «Тойот», появились особняки, коттеджи.

Квартиры продаются под магазины, хозяева жизни скупают всё. Медицина платная, лекарства дорогие, зарубежные, школа изменилась – нет воспитания, продажа знаний – репетиторы.

Нужным людям покупаются подарки. В моду вошли выпускные банкеты, даже в садике. Выпускницы щеголяют в дорогих бальных платьях, порой напоминая купчих. Наплыв турецкой и китайской одежды. Народ хочет жить «здесь и сейчас», погрязая в кредитах и долгах. Юбилеи стали пышными, сотни гостей с подарками в очередь. Проводят по нескольку банкетов – отдельно для родни и для коллег, приятно видеть единение и дружество рода.

Беспечно берут в долг без отдачи – авось забудут.

Старухи уходят добровольно – некому помочь жить. Бывают казусы: хоронят в шляпе, или родственники не помнят где могила.

Пропала доброта, а есть алчность, зависть, гордыня, честолюбие. Нет радости труда – «отсиживают» часы.

Ругают чиновников за высокомерие к простым людям, угодливость и лесть начальству – вазелин в отношениях, неумение работать, лень просто думать. Вспоминаю китайцев (Лао-Цзы): «стыдись восхвалять себя, своих детей».

Научись переживать успех других, чужое счастье.

В своих бедах люди привыкли винить не себя, а других.

Только потеряв должность, многие снова становятся людьми. Непомерное честолюбие требует признания мнимых успехов, происходит разрыв с реальными способностями человека.

Сегодня беда многих – не умение выражать свои мысли словами, говорить кратко, точно, ясно. Только чтение приучает к привычке соединять слова, обогащает лексику.

Каждый ищет свое. Одни – политикой, карьерой. Другие – модой, тряпками, развратом, сплетнями, слухами. Эхо 90-х. А жизнь одна и бесценна.

 «В поисках упорных смысла жизни давно растеряла попутчиков», своих учителей-друзей: Пальмбаха, Сердобова, Аранчына, Гребнева, Калзана, Д. Монгуша, З. Чадамба,– первую блестящую плеяду ученых. Одинокие люди звонят, пишут письма, воспоминания. Так, были Гребнев из Киева, Сабирзянов из Казани.

Сужается круг жизни. Уходит поколение. Памятны встречи и разлуки. Анчимаа-Тока, Б.Долчанмаа, их воспоминания, память, история жизни, простота общения.

Надо изучать записные книжки С.Тока, собранные Г.Ширшиным. Там столько сюжетов для историков и писателей!

Хранятся дневники генерала Артаса. В них оценки людей, эпохи.

Активная старость Чимита Ондара: книги, встречи, общественная жизнь. Многие написали о себе и времени: Д.Ондар, Т.Норбу.

Наше поколение выросло, стоит на плечах предыдущего. Их опыт жизни, мудрость, чистота помыслов и чувств, единство в семье: Корж, Артас, Агбан, Орлова, Байкара, Шумовы, Мунзук, Суванди. А есть нытики, больные, шаркают с трудом по жизни, беспомощные, без веры – их много.

Память индивидуальна, она отбивается от рук. Хочется удивляться новому: что будет дальше? Восхищаться умом, талантом, открытиям, не сдаваться: кем станут внуки? Все дороже внимание детей, хотя относятся уже с улыбкой.  Как не быть обузой, в тягость… Лучше бы быть зеленой лягушкой, чем райской птицей. Этика старости – не быть угрюмым, подозрительным, не ругать современные нравы, не рассказывать одно и то же много раз, не навязывать свое мнение, давать советы, не болтать помногу, не хвастать былой славой, не прислушиваться к лести, не быть самоуверенным.

Уже по склону я иду,

Уже смотрю издалека,

А все чего-то жду

От телефонного звонка.

(Игорь Губерман)

…До сих пор на злых не злюсь,

Добротою добрых греюсь.

Возвратиться не надеюсь –

Уходить не тороплюсь (А. Преловский).

Овладело беспокойство: успеть развязать узелки, тоскует вечное перо… «Нам небеса дают и жизнь, и время жить, и стать приличным человеком…» Пришло время собирать родословную, уже 10 лет восстанавливаю ее по крупицам, разбираю архив. Как сохранить разум, никого не учить и у всех учиться, помнить добро, не прогибаться в главном, остаться собой, личностью?

Постоянный обитатель моей души – поэзия. Это яркая формула чувства. Сотвори свою память и сохрани в стихах. Без любви трудно жить, любовь и дружба – взаимное эхо, они дают столько, сколько берут.

Учреждения во власти мужчин, а общественное мнение во власти женщин, она – великий воспитатель мужчины.

Любовь – приглашение к счастью, самое волнующее переживание. Сколько волшебных слов: полюбит, забудет, обманет, исчезнет, – о верности и ревности писали Пушкин, Блок, Есенин, О.Хайям, Ф.Лорка.

Природа Тувы уникальна: горы, реки, аржааны. Сколько радости и силы дают озера Чагытай, Азас, где плескались и росли дети и внуки, а Торе-Холь с удивительным и таинственным Кежеге – гулкой пещерой, полной даров: деньги, еда, игрушки, куклы. Помоги! Просят о своем. Как дрожали дома: окна, стены, посуда – 7-8 баллов, куда бежать – на землю, которая в гневе - скопилась агрессия.

 В беде и болезни молятся все: атеисты-коммунисты, язычники, буддисты, православные каждый своему богу – благо, есть хурээ и храмы. Были здесь далай-лама и патриарх Кирилл.

…Много верующих. Там заботятся о бессмертной душе: удостой, боже, любви вместо ненависти, прощения в ссоре – без обид, спаси от заблуждений и сомнений, отчаяния и горя, чтобы утешал других и понимал любя…

Слушала буддистов через три языка: тибетский, английский, русский, тувинский. Слабо доходят до ума, чтобы понять философию, читала о богах: Майдари, Намсарай, Саган Дари… Добро и зло есть в каждом человеке в виде двух деревьев, а у него 6 корней, 10 ветвей и 44 тысячи листьев, они не могут расти одинаково: одно дерево крепнет и ветвится, а другое чахнет. У человека, который довел свое дерево до искоренения, и нравственность умирает. В народе брожение – родной шаманизм или привнесенный ламаизм? Странно слушать о борьбе за власть лам и шаманов, точнее за сферу влияния на верующих.

Живу в треугольнике магазинов и рынка. Кипит торговля, спешат мимо модные студенты, разговаривая на ходу по мобильнику, много беременных и молодых родителей с детьми, чинно шествуют модные старухи. Туристы оценивают все, не только хоомей, шаманов, обычаи, а каков народ – как одет, чем занят, как относится к приезжим, как ведет себя в быту.

Главное – жить в хорошее время, а не жить хорошо

Культура – проявленное самосознание, способность жить высокими, нравственными чувствами, понимать свое предназначение на земле, любить людей, жизнь, развивать себя творчески, не терять веру в себя, мыслить позитивно, быть духовно свободным человеком. Пережив упадок нравственности и морали, сегодня общество возвращается к своим исконным ценностям. Молодые семьи начинают строить свою жизнь в селе, возвращаясь к делу своих предков – разведению скота. Повышается роль отцов, их ответственность в воспитании детей. Молодежь стремится к здоровому образу жизни, активно занимается спортом. Люди учатся отдыхать трезво, интересно. Всевозможные фестивали дают возможность раскрыть способности в танцах, хоровом пении, декламации стихов, рисовании, спорте. Интерес к собственной культуре возвращает народ к традициям и вечным ценностям – созидательному труду, вниманию к детям, уважению к старости, скромности и гостеприимству.

Нам остается только имя:
Чудесный звук, на долгий срок.
Прими ж ладонями моими
Пересыпаемый песок.

О.Мандельштам

Время на месте не стоит. Оно переходит в пространстве.

Мария ХАДАХАНЭ,

заслуженный работник культуры Тувы и России