Автомобиль давно перешел из разряда роскоши в средство передвижения. Ежедневно по дорогам Тувы колесят тысячи машин отечественного и иностранного производства. Современный автопром в изобилии выпускает множество различных систем и электроники, которая делает управление «железным конем» гораздо безопаснее, чем это было двадцать или тридцать лет назад. Зачастую даже самая продвинутая техника не в состоянии сохранить здоровье или спасти жизнь водителю, пассажиру или пешеходу. Всему виной банальная причина — человеческий фактор.
На конференции, проводимой Республиканской ассоциацией автомобильных школ, обсуждено множество актуальных вопросов. Главная тема — повышение качества подготовки водителей в целях снижения аварийности на дорогах — одна из приоритетных национальных задач. Активное участие в работе приняли директоры и заместители руководителей 11 автошкол и учебных организаций региона, представители власти, сотрудники ГИБДД РТ и общественники. Председатель РААШ Сергей Белоусов познакомил собравшихся с итогами XX юбилейной Международной конференции «Автошкола-2017», которая проходила в Москве со 2 по 4 октября:
— Один из важных выводов, с которым согласились все делегаты Московской конференции, — нужно перенимать передовые методики, основанные на заграничном опыте. На мероприятии присутствовали делегации из Молдовы, Таджикистана, Узбекистана и Казахстана. Мы готовы наладить взаимовыгодное и плодотворное сотрудничество по автоделу. У нас есть чему друг у друга поучиться. Нам необходимо изучать нюансы систем обучения соседних государств, брать из них на вооружение только лучшее. Основой же должна оставаться наша система обучения и подготовки шоферов, базирующаяся на многолетнем опыте, новейших методических и научных разработках и законодательстве России. Нельзя вбирать всё без разбора.
На конференции вновь был поднят вопрос о добросовестных и недобросовестных автошколах. Стиль работы большинства учебных заведений, которые чтут букву закона, базируется на трех китах: крепкая материальная база, обученный и грамотный персонал, а также непрерывное совершенствование этих составных. В обиходе работников нашей отрасли появилось понятие «карманная» автошкола. Оно означает неоправданно низкие цены на обучение, несоблюдение учебных планов и недобросовестную рекламу. С экранов телевизоров и страниц газет сыплются обещания за кратчайшее время и скромную плату сделать из курсантов водителей экстра-класса. Коллеги из больших городов и густонаселенных регионов поведали, как работают эти шарашкины конторы. Частенько они располагаются в частных домах, где роль полигона выполняет огород, переоборудованный в место для занятий. На шести или восьми сотках машине трудно выполнять фигуры вождения. Бывали случаи, когда обычная 3-х или даже 2-комнатная квартира становилась автошколой. Одну комнату занимает директор и администрация, остальные отводятся под аудитории, где теснятся учащиеся. А полигон зачастую арендуют за несколько десятков или сотен километров. Понятно, что качественные знания и навыки в таких условиях получить практически невозможно. По опыту все знают, что бороться с этим явлением силовыми методами невозможно. Поэтому поступило предложение разработать тарификацию цен для обучения на категории «В» и «С» и обнародовать в СМИ. Это позволит нашим гражданам, изъявившим желание научиться управлять автомобилем, получать больше достоверной информации. Грамотно выбрать автошколу и овладеть шоферскими навыками и умениями, а не просто купить свидетельство на право управления транспортным средством. Также необходим продуманный закон «Об автошколах», который бы в полной мере и разносторонне регулировал все отношения в нашей отрасли.
Межрегиональная ассоциация автошкол обратилась в ГИБДД с просьбой устранить несоответствия в вопросах оказания первой медицинской помощи. Один из примеров — наложение жгута при кровотечении. В экзаменационных билетах сказано: не менее 3–5 см от раны. Если «не менее», то это может быть и 20 см. При такой расплывчатой формулировке это действие становится практически бесполезным. Пострадавший может лишиться конечности из-за отсутствия конкретного руководства к действию в чрезвычайных ситуациях. Относительно сердечно-легочной реанимации во всех вариантах ответа указано неверное положение рук. По правилам оказания первой помощи они должны быть сложены в замок, а в билетах перечислены неверные данные, например, положение рук крест-накрест.
Есть сомнения в целесообразности углубленного изучения курсантами системы «Глонасс». Эти знания необходимы водителям-профессионалам, которые занимаются межрегиональными и международными перевозками пассажиров или опасных грузов. Автолюбителю достаточно знать лишь общие данные, а оставшиеся часы, полагающиеся на её изучение посвятить ПДД или вождению. Много непонятного и в программе обучения мотоциклистов. Она предусматривает такие упражнения, как экстренный разгон на максимальных оборотах и экстренное торможение на грани потери устойчивости и управления. Также предлагаются повороты и развороты скольжением задней оси и блокировка заднего колеса, разворот «волчком». С этим ещё можно согласиться, подобные навыки могут спасти жизнь в экстремальной ситуации. Непонятно, зачем обычному человеку нужно осваивать движение в нестандартной посадке, например, боком, лежа, и без рук, а также езду на заднем колесе. Подобные трюки нужны каскадерам, а обывателю они ни к чему. Предлагаю составить список претензий и отправить их для рассмотрения в центральный офис Ассоциации автомобильных школ РФ.
Делегаты единогласно поддержали своего лидера и признали работу региональной ассоциации за 2017 год удовлетворительной. Конференция ознаменовалась ещё двумя весомыми событиями. Состоялась церемония награждения победителей конкурса детского рисунка «Дорожник — это звучит гордо». Жюри приятно удивило качество работ юных художников. Они наполнены смыслом и толковыми идеями. Много фантазий было на тему многоярусных дорог будущего. Их не надо чинить, ведь сделаны магистрали из неразрушаемых материалов, и от снега очищаются сами. А прокладывают их роботы под контролем квалифицированных инженеров. Света и Саша Сергеевы проявили много старания и усердия, в результате девочка заняла первое место, а её брат получил поощрительный приз. Никто не остался без подарков, а маленькие триумфаторы были награждены планшетами и смартфонами.
В знании ПДД, азов оказания доврачебной помощи и виртуозном вождении авто соревновались мастера производственного обучения со всей республики. Мужчины показали себя с лучшей стороны. В результате общекомандные места распределились следующим образом:первое занял Кызылский транспортный техникум, второе — автошкола «Туваавтотранс» и замкнул тройку лидеров Тувинский техникум предпринимательства. Педагоги показали, что свои предметы знают на «хорошо» и «отлично» и могут квалифицированно обучать будущих водителей.
Кирилл САМОХВАЛОВ