Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

За что же женщины любят строителей?

17 марта 2018
708

За что женщины любят строителей? За то, что они быстро начинают, но долго строят. Старая, как мир, весьма двусмысленная советская шутка, которой патриарх отрасли Чимит-Доржу Ондар на I съезде строителей РТ закончил свое выступление, вызвала на встрече нешуточную дискуссию. Увы, долго строить нашим строителям нельзя: особенности климата республики сжимают строительный сезон до пяти месяцев — с мая по конец сентября, и это только один из тормозов развития стройкомплекса Тувы.

Помимо особенностей климата республики среди основных факторов, тормозящих развитие отрасли, на съезде также назвали транспортную изолированность региона и отсутствие железнодорожной связи с остальными регионами России. Короче — основные камни преткновения для большинства сфер, причем здесь они идут в увязке с полноценно не налаженным в регионе производством строительных материалов. Как считает министр строительства и ЖКХ РТ Евгений Овсянников, этот «тандем» увеличивает себестоимость строительных работ в регионе, тем самым ставя под большой вопрос их рентабельность, что в свою очередь делает отрасль не слишком привлекательной для частного сектора. Хотя он и добавил, что в Туве зарегистрировано около 200 строительных компаний.

— Производство строительных материалов в республике хоть сейчас и начинает развиваться, но не в тех объемах, которыми можно было бы обеспечить даже существующее сегодня количество строек в республике, — пояснил он свою позицию. — Предпринимателям приходится завозить большое количество стройматериалов из-за Саян автомобильным транспортом. Это увеличивает себестоимость строительных работ и, как следствие, делает бизнес в этой сфере менее прибыльным, нежели чем за Саянами.

Хотя появление на территории республики нескольких кирпичных заводов, начало производства пенобетонных блоков, керамической плитки при самих строительных компаниях, о чем напомнил присоединившийся к обсуждению Глава РТ Шолбан Кара-оол, в последнее время несколько и сместило баланс в пользу рентабельности строек в Туве. Но и он подчеркнул, что выпуск кирпичей в существующих сегодня объемах недостаточен, чтобы можно было говорить о том, что ситуация ощутимо изменилась.

— Без строительства — нет развития, думаю, это очень правильный тезис, но здесь хотелось бы добавить, что без производства строительных материалов нет, в свою очередь, строительства, — сказал Шолбан Кара-оол.

Тем не менее он все же отметил ряд положительных моментов, которые, несмотря на сдерживающие факторы, все же имеются в строительной отрасли. В частности, с 2003 года в Туве при поддержке федерации построено 140 крупных объектов, а общая сумма инвестиций в строительство региона за последние десять лет составила более 43,5 млрд. рублей.

Только с 2006 года сдано в эксплуатацию 35 многоквартирных жилых домов. Прорывным, по его словам, для отрасли стал 2012 год, когда объемы строительства в республике резко увеличились благодаря реализации сложнейших программ по сейсмоусилению зданий и переселению граждан из аварийного жилья, строительства жилья для детей-сирот, молодых семей и т. д. А 2014 год дал дополнительный импульс так называемыми «стройками к столетию», когда Тува готовилась отмечать столетний юбилей единения с Россией.

— Поэтому не надо себя слишком уничижать, что у нас ничего не делается, как мы иногда любим сетовать, — сказал он. — 35 домов тех же — не ахти, как много, но они ведь построены; построены благодаря вам.

Он вспомнил, что с периода застоя 90-х и до второй половины «нулевых», не то что в районах, а даже в Кызыле «не видно было ни одного работающего башенного крана». Строительство фактически не велось.

Теперь ситуация изменилась. Картину таких районов, как «Спутник», «Южный», сегодня дополняют вращающиеся стрелы башенных кранов, как будто туда заселилась стая журавлей.

— На сегодня в Туве введено в эксплуатацию 29 детских садов, семь школ, 15 спортивных объектов, пять из которых — плавательные бассейны, и три крупных объекта здравоохранения, — привел глава конкретные цифры.

Не сетовать на себя, но и не расслабляться. Впереди — еще много работы. Только в 2018 году регион должен ввести в эксплуатацию 15 многоквартирников, завершить последний долгострой — терапевтический корпус.

Увы, но на фоне роста финансирования строительства в Туве из федерального бюджета строительный комплекс республики не набрал достаточно сил для решения серьезных государственных задач и освоения поступающих средств. Отрасль нуждается в новых подходах и поиске прорывных решений, которые смогли бы задать новый импульс, поставить строительство на новые рельсы. Именно для того, чтобы консолидировать силы для решения этих задач: преодоления отставания производства строительных материалов от потенциально возможных сегодня объемов строительства, выработке решений, позволяющих строительству в Туве быть эффективным в условиях корректировок строительного сезона климатом, было решено создать Ассоциацию строителей Тувы, с помощью которой удалось бы улучшить диалог между разрозненными строительными компаниями, в том числе, инвесторами и регионом, а также курирующими отрасль органами для выработки конкретных решений.

Аксакалы строительной отрасли Тувы, включая нынешнего председателя Общественной палаты РТ Чимит-Доржу Ондара, считают, что совместными усилиями всех этих сторон прорыва в строительной отрасли достичь удастся. Опыт прошлых лет говорит, что такой прецедент в Туве уже был, правда, еще во времена Советов. Ондар напомнил, что Кызыл из «деревянного», приземистого поселения в свое время очень быстро превратился в полноценный город. Национальный театр, здание нынешнего ДНТ, Дом правительства, — все они были построены в кратчайшие сроки.

— Знаете, почему женщины любят строителей? Потому, что они быстро начинают, но долго строят, — пошутил в конце Чимит-Доржу Ондар. К сожалению, долго строить в Туве нельзя. Как и было сказано выше, климатические условия такой роскоши строителям республики не позволяют.

Антон ПОСОХИН