В мировой истории, бесспорно, прошедший двадцатый век представляет собой одно из самых насыщенных революционными, судьбоносными событиями и процессами столетие.
Можно сказать, что по богатству происшедших за это столетие событий и процессов, по широте и глубине изменений в нем поместилось несколько эпох человеческой истории. Многие страны и народы, в начале двадцатого века жившие в условиях аграрного или аграрно-промышленного общества, к концу века перешагнули в постиндустриальное и информационное общество и неузнаваемо изменились. Еще одна важная особенность двадцатого века состоит в том, что к его концу завершился процесс объединения и освоения мирового пространства, заселенного человеком, т.е. ойкумены. Любое государство, независимо от своего веса и влияния, оказывается вовлеченным в дела всего мирового сообщества. Как известно, традиционные представления о международных отношениях основывались на трех китах — территории, суверенитете, безопасности. Смысл геополитики виделся в выдвижении на передний план пространственного, территориального начала. Что касается современного мира, основные принципы традиционной геополитики, особенно географический и территориальный, безнадежно устарели. Разделение на регионы, региональные союзы и объединения ныне носит во многом условный характер, поскольку в современном мире взаимодействие и взаимозависимость государств приобрели не только региональный, но и глобальный, планетарный характер. Это свидетельствует о том, что назрела необходимость радикального пересмотра фундаментальных принципов изучения современного мирового сообщества.
В настоящее время вся атмосфера нашей планеты насыщена веяниями нового мира, где меняется все, в том числе ритм самой Истории. Практически во всех сферах жизни сегодня мы сталкиваемся с устареванием прежних фактов, законов, теорий, методов и тому подобного. Люди чувствуют приближение чего-то необычного, но это приближение для всеобщего сведения не объявляется. Точно так же, как не может быть указан день и час наступления нового мира, не указывается и страна, где новый мир начнется. Но созревшую ступень эволюции отодвинуть нельзя! Хотя сказано, что сроки — это самое сокровенное, тем не менее, различные намеки и знаки человечеству давались всегда. И вот, учение новой эпохи («Агни Йога») дает намеки и говорит, что ячейки нового мира уже существуют везде.
Иначе, конечно, не может быть. Раз везде существуют люди, среди которых всегда находятся ищущие знания и истины, то всюду рассеяны избранные, которые составляют авангард нового мира. Сегодня мы нуждаемся в человеке нового типа, умеющем жить в непрерывно изменяющемся мире, способном видеть будущее, предвидеть результаты всех своих предприятий и влиять на ход истории. Что выделяет такого человека из общей массы? Это высшая отмеченность, дар судьбы, харизма, талант, словом, то, что позволяет человеку подняться над другими, выделиться среди подобных. Это дает возможность выхода за пределы замкнутого круга нашего мира, изменения своей судьбы и судеб других людей, ускоренной отработки своей кармы и перехода на новый уровень развития. Считается, что такие люди могут влиять на естественный ход событий, управлять временем и пространством, изменять их. На таких людей не действует их личный гороскоп, они живут общемировыми ритмами.
В начале двадцать первого века мы являемся свидетелями уникального стечения гигантских по масштабам явлений и процессов. Реальность такова, что мы находимся в точке истории, не похожей на что-либо, происходившее раньше на Земле. Мировые реальности изменились настолько кардинально, что беспрецедентное ускорение общественно-исторических процессов в различных странах и регионах земного шара стало очевидным признаком современного мира. Они обусловливают необходимость переосмысливания закономерностей развития мирового сообщества в условиях развертывания новейших высоких технологий, требуют смены как приоритетов, так и методов, средств, понятий и категорий. Происходящие глубокие изменения в геополитических структурах дают основания говорить о завершении одного исторического периода и вступлении современного мира в качественно новую фазу своего развития. Особенность нынешнего момента состоит в том, что процесс изменений наряду со сферой экономики глубоко затронул политическую, социальную, культурную и духовную сферы. Потому переживаемое нами время является временем смены самой цивилизации, периодом перехода к качественно новому мироустройству. Очевидно, что начинается этап формирования некоего нового типа мирового сообщества всепланетарного масштаба. И в этом новом мироустройстве, без всяких сомнений, ведущая роль будет принадлежать России!
В политической сфере возникло новое положение, характеризующееся несоответствием традиционных идейно-политических установок и ориентаций реальным проблемам современности. Несомненно, с учетом реальностей современного мира, и перед Россией стоит задача заново сформулировать свои интересы прежде всего в области национальной безопасности. Концепция национальной безопасности, как известно, базируется на связке «государство — внешняя среда». Однако положение России в настоящее время таково, что именно внутреннее состояние во многом определяет важнейшие параметры ее геополитической безопасности. Здесь речь идет прежде всего о необходимости достижения экономической, социальной, политической и идеологической стабильности в ее регионах. И в особенности в национально-территориальных субъектах, этногенез которых еще не завершен реальной государственностью. Потому что нынешний курс на регионализацию страны, на развитие местного самоуправления предопределяет новые аспекты этносоциального и политического развития народностей, входящих в состав Российской Федерации.
Вообще, разрешение этнических проблем — одно из первостепенных и сложнейших задач, стоящих сегодня перед мировым сообществом. Для Российской Федерации национальный вопрос сегодня чрезвычайно актуален. Чтобы избежать дальнейшего распада, при разработке и реализации национальной политики федеральному центру необходимо учитывать социальные, демографические, этнографические процессы, происходящие в разных этносах и этнических группах, их экономическое и политическое положение. Это позволит не только ослаблять этническую напряженность в тех или иных регионах, но и содействовать развитию народов России. Для народов Сибири и Крайнего Севера в настоящее время, в условиях затяжного кризиса, реально встал вопрос: быть им или не быть в двадцать первом веке? Сказанное в полной мере относится и к тувинскому этносу.
В Туве большое поле для этносоциальных исследований, но на сегодня информационный аспект изучения этнических процессов представляется одним из перспективных и актуальных. Интерес к такому исследованию вызван не только слабой изученностью информационного подхода, но и уникальностью самого объекта исследования — тувинского этноса, у которого была своя государственность, который позднее всех вошел в состав СССР и, кроме этого, имеет специфическую и самобытную культуру. Специфической особенностью этнополитической ситуации в Туве является то, что тувинский этнос составляет подавляющее большинство ее населения, хотя по российской и мировой классификации он относится к группе малочисленных народов. Отсюда его двойственное положение. С одной стороны, тувинский народ как преобладающий по численности более внимательно и заботливо должен относиться к проблемам и судьбам других народов, проживающих в республике. С другой стороны, тувинцы как малочисленный народ и Тува как экономически депрессивный регион России имеют право на инициативу и самостоятельность в постановке и решении проблем политического, социально-экономического, культурного и духовного возрождения коренного населения. В этом контексте право на самоопределение трактуется не как территориальное требование, а скорее как функционирование чувства национального достоинства, национальной чести, гордости и признание способности коренных народов к самостоятельному историческому творчеству. Вообще, положение малочисленных народов в любой стране является самым лучшим, самым чувствительным термометром, наиболее точно определяющим уровень реального функционирования демократии. Многие страны и народы, находясь в начале двадцать первого века, стоят перед проблемой выбора собственного пути развития, задумываются о новом своем облике. Трудно найти сегодня страну, которая не столкнулась бы с проблемой национального возрождения. В этом контексте тувинский этнос не составляет исключения.
В настоящее время социально-политическая обстановка в республике носит, мягко говоря, неопределенный характер. Сегодняшней политической системе Тувы, как и в целом в Российской Федерации, присущи такие характеристики, как отсутствие доминирующей политической идеологии, подавляющее представительство бывших номенклатурных чиновников в органах исполнительной и законодательной власти. Последнее обстоятельство особенно тормозит и затрудняет преодоление традиционной, авторитарно-бюрократической, политической культуры в Туве. К тому же, усиливающаяся неудовлетворенность населения сегодняшним экономическим положением, возрастающим социальным неравенством и безработицей, могут вызвать социальные противоречия, этническую конкуренцию и противостояние. Пока же, в условиях общего экономического кризиса, люди проявляют сдержанность и терпимость. Однако нужно четко осознать, что такое положение не может продолжаться долго. Одним словом, назрели перемены, и они неизбежны!
Алексей ТЭВЕК,
астропсихолог
От редакции: Со многими положениями и выводами статьи уважаемого автора можно согласиться. Однако нельзя и пройти мимо некоторых противоречий, заключенных в них. Так, утверждая о ведущей роли России в грядущих глобальных переменах, он одновременно возвращает нас к угрозе распада страны. Но государство, перед которым стоит такая опасность, вряд ли может претендовать на главные роли в обустройстве нового миропорядка. А то, что Россия уже де-факто выступает одним из основных архитекторов создания многополярного мира, не ставят под сомнение даже ее ярые политические оппоненты. К тому же и степень консолидации населения страны, уровень доверия его своему лидеру сегодня высоки, как никогда в постперестроечные годы, а потому вряд ли стоит переоценивать актуальность этой опасности.
Можно поспорить и с выводами автора, содержащимися в последнем абзаце статьи. Например, он сетует на отсутствие в Российской Федерации доминирующей политической идеологии. Но весь исторический опыт свидетельствует о том, что там, где государство и общество лишались конкурентности политических структур, устанавливалась диктатура одной партии. Чем это заканчивалось, увы, именно мы, россияне, знаем лучше всех.
Есть сомнения и в обоснованности тревог автора по поводу засилья бывших номенклатурных чиновников в органах различных ветвей власти. Дело в том, что система номенклатурных работников КПСС рухнула четверть века назад. И уже поэтому на плаву сумели сохраниться лишь лучшие ее представители, а их немного — единицы, в отличие от времен президентства Бориса Ельцина. В основном же сегодня отряд чиновников среднего уровня формируют молодые люди, которые в большинстве своем не слышали о номенклатурной системе подготовки и резервирования руководящих кадров. А в высшем звене исполнительной власти регионов и страны большинство представлено успешными бизнесменами второй волны предпринимателей, прошедших огонь, воду и медные трубы 90-х годов. Исключение среди них одно — кемеровский губернатор Аман Тулеев. Поэтому если что-то и тормозит «преодоление авторитарно-бюрократической политической культуры в Туве», то это вряд ли кадровый вопрос.
И последнее. Автор явно преувеличивает вероятность срабатывания в республике фактора этнической конкуренции. Она сегодня минимальна, если сравнивать с предыдущими периодами, и критичность этого фактора продолжает снижаться. Дело не только в том, что все опросы по этой тематике дают позитивную картину ситуации. Надо не забывать, что большинство муниципальных образований у нас сегодня мононациональны. В остальных представительство других этнических групп сокращается, как в силу естественной убыли, так и из-за миграции, которая носит объективный характер.
А в том, что XXI век будет временем глобальных перемен, наверное, автор прав.