Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Взгляд на Туву из МИД Китая

29 декабря 2015
2687

Ежегодно министерство иностранных дел Китая организует пресс-тур для журналистов из России. В этом году в нем приняли участие журналисты из Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока. Нашу республику представляли корреспонденты «Тува 24» и «Тувинской правды» Константин Куцевалов и автор этих строк Саяна Цой. В поездке нам удалось пообщаться в министерстве иностранных дел и министерстве коммерции КНР с чиновниками высо­кого ранга. И, конечно, каждому из собеседников мы задавали один и тот же вопрос: расценивают ли они Туву как регион, пер­спективный для вложения крупных инвестиционных капиталов?

Чтобы разбогатеть, надо, прежде всего, строить дорогу

В Китае вызывает интерес реализация железнодорожного проекта «Кызыл — Курагино», в частности, продолжение железнодорожной линии до китайского города Урумчи через территорию Монголии. Заинтересована ли китайская сторона в разработке угольных месторождений в Туве, несмотря на то, что железная дорога в республике пока еще не построена?

Директор Департамента стран Европы и Центральной Азии МИДа КНР Гуй Цунъюй отметил, что одним из основных секретов китайского экономического чуда является развитие транспортной инфраструктуры.

— В Китае говорят: для того, чтобы разбогатеть, прежде всего, нужно строить дорогу, — сказал он. — Нужна железная дорога и Туве. Для ее развития в целом и для экспорта угля, в частности. Я знаю, что Республика Тыва богата угольными ресурсами, и китайские компании заинтересованы в их взаимовыгодной разработке. Также мне известно, что уже не первый год проводятся соответствующие переговоры. С китайской стороны — это компания по минеральным ресурсам «Дзы Дзин», с вашей стороны — местные власти и компании. Однако пока прорыв не достигнут. Поскольку месторождения находятся в глубине гор, для перевозки угля к нам необходимо построить очень протяженную железную дорогу, требующую значительных инвестиций.

В министерстве иностранных дел Китая высказали надежду, что, в конечном счете, найдется удовлетворительный для всех сторон вариант строительства железной дороги, которая принесет реальную выгоду обеим странам.

В министерстве коммерции Китая снижение торговли между двумя странами в 2015 году расценивают как естественный процесс развития двухсторонней торговли.

— Снижение импорта из России в КНР выражается только в ценовых выражениях, но физические объемы товаров, импортируемых из Российской Федерации, растут довольно динамично. Инвестиционные проекты с участием российского и китайского капитала продолжают реализовываться. Кроме того, правительством КНР рассматривается ряд мер для упрощения торговли. В частности, речь идёт о создании «зелёного коридора» на российско-китайской границе, а в перспективе — и вовсе отмена визового режима, — сказал Лин Цзи, директор департамента министерства коммерции КНР.

Осенние встречи с инвесторами из КНР

Учитывая дружественные отношения России и Китая, руководство Тувы ищет инвесторов из Поднебесной, готовых вложиться в реализацию важных для республики проектов. Например, в строительство второй ТЭЦ в Кызыле, необходимой для ликвидации дефицита электрической мощности и тепловой энергии в республике.

В сентябре этого года глава Тувы Шолбан Кара-оол провел совещание по вопросам реализации инвестиционного проекта строительства ТЭЦ-2 в столице Тувы при участии потенциальных инвесторов из корпорации «China Тianchen Engineering» и ООО «Западгаз», за­нимающихся вопросами энергетики и химической промышленности.

Напомним, проект строительства в Туве новой ТЭЦ вошел в федеральный перечень энерго­объектов с гарантированным возвратом инвестиций. Обращение главы республики Шолбана Кара-оола по этому поводу поддержал Президент России Владимир Путин, поручив Минэнерго РФ подготовить соответствующие изменения в распоряжение № 1334 федерального правительства, которым утвержден список энергетических новостроек страны с высоким уровнем окупаемости вложений через механизмы договоров предоставления мощности. Включение в этот список дает возможность региону искать инвестора, способного осуществить проект ориентировочной стоимостью 20 млрд. рублей. Система ДПМ строится на взаимных обязательствах государства и инвесторов. Инвесторы обязуются построить электростанцию в оговоренном месте и в строго определенные сроки. Государство гарантирует после ввода станции в эксплуатацию обеспечить возврат инвестиций с необходимым уровнем доходности.

По итогам встречи с главой Тувы Шолбаном Кара-оолом, представители корпорации «China Тianchen Engineering» выразили заинтересованность и приняли решение погрузиться в вопросы реализации проекта строительства ТЭЦ-2 в Кызыле с соответствующими экспертами. По словам министра топлива и энергетики РТ Романа Кажин-оола, решение вопроса о строительством ТЭЦ-2 продвигается. Возможно, будут привлечены кредитные средства из «Внешэкономбанка».

Обсуждение возможности реализации совместных проектов с китайскими партнерами продолжилось в ноябре, когда в Туве побывала делегация из Китая во главе с заместителем председателя Народного правительства Синьдзян-Уйгурского автономного района КНР Ши Даганом. Кроме руководителей экономических министерств и ведомств района, в состав делегации вошли представители ряда крупных компаний. Среди них менеджеры Международной транспортной корпорации YEMA GROUP CO.LTD, инвестиционной компании «Шиди Цзин Ма», Синьцзянская корпорация транспортного строительства, а также представители Министерства коммерции КНР.

Их приезд в Туву — ответ на поездку в Китай наших предпринимателей. На праздновании десятилетия торгово-промышленной палаты Улангома они получили от китайских коллег приглашение посетить Синьдзян-Уйгурский район. Этим приглашением воспользовались председатель комитета по внешнеэкономическим связям Торгово-промышленной палаты РТ Саян Савыр и гендиректор ООО «Олчей» Буян Тагаланов.

Говоря о контактах с китайским бизнесом, Саян Савыр отмечает:

— Китайцы говорят так: сначала знакомимся, потом встречаемся, дружим и только после этого говорим о делах. Наше появление в Китае ускорило их желание приехать к нам в республику, увидеть, чем мы живем. Ответный приезд со стороны китайцев произошел. Надо теперь ехать снова к ним, чтобы уже говорить о делах. Наш регион для бизнеса Синьдзян-Уйгурского района — белое пятно. Во всем мире в основном известны наши деятели культуры. И нашим предпринимателям необходимо часто о себе заявлять, чтобы республика появилась и на экономической карте мира. Учитывая, что в состав делегации Синьдзян-Уйгурского района вошел заместитель председателя Народного правительства региона и один из основателей корпорации YEMA GROUP CO.LTD, можно сделать вывод, что они довольно-таки серьезно смотрят в нашу сторону, и для них Тува очень интересна. Сейчас дело за нами.

ГОК ООО «Лунсин» как разведка боем

В приграничных регионах часто звучат настороженные высказывания в отношении присутствия китайского бизнеса на территории России. Но предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории Тувы, сегодня совсем мало. Из крупных — разве что один «Лунсин», а нашему дотационному региону сегодня, безусловно, необходимы инвесторы.

Один из самых богатых людей в мире Джек Ма, основатель и руководитель корпорации «Alibaba Group», также посетил Туву с неофициальным визитом. Тувинским предпринимателям выпала уникальная возможность лично узнать у него, как можно создать столь успешный бизнес. Производитель жевательной смолки «Саат» Буян Тагаланов подарил магнату свою продукцию, чему тот очень обрадовался и даже пообещал попробовать выставить на продажу этот продукт на электронной торговой площадке «Alibaba». В Китае знакомы с таким продуктом, но сами ее производить они не могут, так как леса в основном являются заповедной зоной.

Джек Ма не высказывал желания вкладываться в инвестиционные проекты Тувы. Но есть надежда, что встречи тувинского руководства и китайских предпринимателей на фоне тесных российско-китайских отношений принесут плюсы для нашего региона. Тем более, что позитивный опыт взаимовыгодного сотрудничества уже есть. Напомним, что нынешним летом именно китайская компания «Лунсин» — первая среди крупных инвесторов — довела свой проект до логического завершения: в эксплуатацию введен горно-обогатительный комбинат на Кызыл-Таштыгском месторождении полиметаллических руд. Уже на стадии его строительства «Лунсин» за несколько лет присутствия в Туве по­полнил бюджеты всех уровней на миллиард рублей. С началом работы ГОКа этот вклад увеличится.

Опыт «Лунсина» можно считать разведкой боем, которую китайский бизнес провел в Туве. И то, что эту проверку власти республики сумели выдержать безупречно, сумев и интересы региона соблюсти, и инвестора не отпугнуть, дает право надеяться: инвестиции и инвесторы из Поднебесной еще придут.

Саяна ЦОЙ