по вопросу социально-экономического развития региона 28 ноября 2013 года
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые члены правительства! Для меня, для нашей республики принципиально важно, что вопрос развития Тувы, включенности ее потенциала в экономику страны, решение ее самых острых проблем рассматривается на заседании федерального правительства.
Позвольте, Дмитрий Анатольевич, поблагодарить Вас за то, что Вы пошли навстречу нашей просьбе и включили вопрос по Туве в повестку дня. Хочу поблагодарить Игоря Николаевича за обстоятельный анализ социально-экономического развития Тувы. Из доклада ясно видно: если по большинству абсолютных показателей мы в аутсайдерах, то по динамике, темпам развития — в твердых середнячках.
В Туве живут трудолюбивые, неравнодушные к судьбе родной республики люди. Преимущественное большинство из них работают не покладая рук и в далёких от комфорта условиях сурового высокогорья Западной Монгун-Тайги, и в жарких засушливых степях южного приграничья.
На протяжении последних лет в Туве прочно сохраняется стабильная общественно-политическая ситуация. Сравнение основных экономических показателей за последние пять лет в пользу последнего года. Так, валовой региональный продукт увеличился почти в два раза, объем продукции сельского хозяйства — в 1,8, ввод жилья — 1,7 раза.
Одной из первых задач, которую мы поставили перед собой, было возрождение основы тувинского села — животноводства. За последние 5 — 6 лет мы сделали всё от нас зависящее, чтобы восстановить сельское хозяйство, вернуть былой престиж нелёгкому чабанскому труду. В село за эти годы вложено из разных источников 2,7 миллиарда рублей, объём бюджетных инвестиций в агропромышленный комплекс республики возрос за эти годы в 10,6 раза.
Наши усилия не прошли даром. В прошлом году мы впервые за всю историю Тувы в составе России восстановили довоенный уровень поголовья скота. Ежегодный прирост составляет в среднем на 7 процентов, в этом году поголовье овец и коз достигло 1 миллиона 134 тысяч голов. По количеству скота на душу населения мы прочно лидируем среди регионов Сибирского федерального округа. В республике вновь становится престижным коневодство, за пять лет поголовье лошадей увеличилось в 2 раза, достигнув 60,5 тысячи голов. С этого года начинаем восстанавливать перспективную отрасль — мараловодство.
По итогам реализации программ поддержки начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм в 2012 году Тува оказалась в числе трех лучших регионов России, уступив лишь Татарстану и Липецкой области. Несмотря на жёсткие конкурсные условия, число заявок на участие в два-три раза превышает лимиты фонда поддержки. В 2013 году их подали уже 130 хозяйств. Это свидетельствует о том, что наше село возрождается, село молодеет.
Инвестиционная активность в республике в последние годы имеет ярко выраженную позитивную динамику. Если до 2008 года инвестирование ограничивалось исключительно бюджетными средствами, то за 2009 — 2012 годы в республике заметно возросли объемы внебюджетных инвестиций в основной капитал. Рост — почти в 1,5 раза, это 2 место по России.
Объем инвестиций в основной капитал в 2012 году составил 11 миллиардов рублей, увеличение за год в 1,3 раза. Сумма налоговых поступлений от реализации инвестиционных проектов во все уровни бюджетов возросла, по сравнению с 2011 годом, практически в два раза. Почти на 26 процентов увеличилась добыча золота. Около 900 местных рабочих и специалистов смогли трудоустроиться на предприятиях инвесторов. По итогам минувшего года Тува вошла в двадцатку регионов России, лидирующих по объемам прямых иностранных инвестиций, а по объему инвестиций на душу населения стала четвертой.
У нас очень неплохие темпы ввода жилья, обеспечения им сирот, индивидуального строительства. Нам удалось существенно снизить уровень преступности (в 1,3 раза), уровень безработицы и увеличить среднедушевые доходы.
В принципе, звучит оптимистично.
Но хочу сразу оговориться, что положительная динамика ряда социально-экономических показателей заметна лишь в хронологическом аспекте последних лет, в сравнении с относительно низкой стартовой базой 2006 года. На фоне же других регионов и среднероссийских показателей темпы нашего развития далеко не так оптимистичны.
Следует отметить, что Тува по показателю доходов населения находится на сопоставимом уровне с регионами со значительно менее скромным природно-ресурсным потенциалом. При этом очевидно, что средняя стоимость товаров и услуг в периферийной, труднодоступной Туве будет гораздо выше, чем, к примеру, в той же Калмыкии.
Основной причиной бедности является отсутствие возможности работать и зарабатывать. Пятая часть трудоспособного населения в Туве остается безработной: в 2012 году в Республике Тыва доля безработных составила 18,4 процента — 81 место среди регионов России, показатель превысил среднероссийский в 3,3 раза.
Ситуация в нашем регионе является сопоставимой с положением в республиках Чечня и Ингушетия. Но вместе с тем, если в упомянутых регионах сложности с трудоустройством связаны с известными политическими и военными событиями и восстановительным периодом после них, то для Республики Тыва причины следует искать сугубо экономические.
Низкий уровень занятости и бедность являются прямыми следствиями нереализованности экономического потенциала территории. При относительно малой численности населения (на 1 января 2013 года — 310,5 тысячи человек), в Туве один из самых низких по стране показателей подушевой выработки валового продукта. В 2011 году он составил 109,4 тысячи рублей. Это в 2,3 раза ниже средней величины по Сибири и почти в 3 раза меньше показателя в целом по России. По данному показателю республика в 2011 году занимала 12 место среди регионов Сибири и 79 — по стране.
Легко заметить, во сколько раз мы отстаем по экономическим показателям, во столько раз сложнее ситуация по ключевым направлениям социального развития.
Для того, чтобы достигнуть в обозримом будущем даже средних по стране показателей, региону необходимо не просто поступательно двигаться вперед, а принять и реализовать стратегические решения, способные вывести республику на принципиально новый качественный уровень. Мы уже для себя поняли, что потенциал количественного роста в рамках существующей хозяйственной инфраструктуры региона исчерпан. Полумерами, к сожалению, здесь не обойтись.
Мы четко понимаем, что, не решив ключевые инфраструктурные проблемы — транспортную изолированность и энергодефицит, ситуацию в корне не переломим, в конечном итоге, потеряем и эту динамику. Современное состояние экономики и социальной сферы Республики Тыва пока не отвечает потенциальным возможностям региона. Инерционное развитие с опорой на традиционные формы хозяйствования себя исчерпало.
За 70 лет в составе России, мы самый молодой субъект Федерации, многое сделано: практически с нуля создана социальная инфраструктура, построены школы, больницы, дома культуры, жилье. Но планы — включить республику в общую транспортную сеть и экономическое пространство — пока не осуществились. Мы вошли в рынок с грузом нерешенных проблем. И это не дает Туве полностью реализовать свой богатейший потенциал, который просто обязан заработать на всю страну.
Проекты освоения угольных и золотоносных месторождений, месторождений полиметаллических руд, расположенных на территории Тувы, включены в Стратегию развития Сибири. Ресурсный потенциал только одного топливно-энергетического комплекса оценен экспертами в объеме 16,5 миллиарда тонн коксующихся каменных углей. Самых ценных жирных марок, столь нужных металлургии. Уникальное Ак-Сугское месторождение полиметаллов, особенно редких, по геологоразведочным данным оценивается в 2,5 миллиарда долларов.
Еще одним важным стратегическим преимуществом Республики Тыва является выгодное геополитическое положение, позволяющее ей стать удобными воротами России на перспективные рынки стран АТР на автомобильном, авиационном, а в более отдалённой перспективе и железнодорожном трансграничных маршрутах.
Игорь Николаевич затронул принципиальную для нас тему — смену направления трассы М-54 с выходом на Хандагайты — Боршоо.
Хочу лишь напомнить — этому проекту фактически уже более 10 лет. В 1999 году 16 сентября было принято Постановление Правительства России «О мерах по стабилизации социально-экономического положения Республики Тыва и созданию условий для устойчивого роста доходной части республиканского бюджета». И уже тогда была поставлена задача — передать в федеральную собственность дорогу Абаза — Ак-Довурак — Чадан — Хандагайты. Это та же задача, которую мы инициируем весь этот год, только ее протяженность намного стала меньше.
Новый маршрут всего на 37 км длиннее существующей федеральной дороги М-54 «Енисей». Вместе с тем плюсы очевидны.
Для республики это новые экономические возможности для развития 12 из 17 районов республики, в том числе труднодоступных. Проект значительно повысит качество жизни более 60% населения Тувы.
Еще один безусловный плюс — мы предлагаем использовать уникальные транзитные возможности нашей республики. При перенаправлении трассы М-54 на Хандагайты Российская Федерация получает дополнительный выход на новый транспортный коридор в страны Тихоокеанского региона. Мы просто обязаны воспользоваться тем, что завершается строительство транснациональной автомобильной магистрали Урумчи (Китай) — Ховд (Монголия) — Улангом (Монголия) — Хандагайты (Россия). Тогда как нынешнее направление М-54 на Цагаан-Тологой тупиковое, уходит в монгольскую степь и транспортно с другой стороны ничем не подкреплено.
Главный прорыв в транспортной блокаде Тувы — это, конечно, железнодорожное сообщение. Всю историю и аргументы в пользу проекта «Курагино — Кызыл» Игорь Николаевич привел. Хочу заострить ваше внимание: этот проект буквально спасет Туву — минимум 15 тыс. рабочих мест, 17 млрд. рублей ежегодных налоговых отчислений.
И тот же плюс — открытие нового железнодорожного направления и выход на трансграничную магистраль. Не секрет, что Китай, приоритетный азиатский партнер России, ищет новые транспортные коридоры и уже прорабатывает прямой маршрут в Казахстан, минуя Россию. Так называемый новый шелковый путь. Но на наш взгляд, наиболее удобный и короткий путь в Поднебесную лежит через Туву: Кызыл — Урумчи. И упускать эту возможность нельзя.
Надо, не откладывая, прорабатывать проект продолжения железной дороги до Китая. Это в интересах страны. Азиатский рынок остается самым перспективным для российского бизнеса. Я уже не говорю о республике. Новое железнодорожное на- правление повысит эффективность линии Курагино — Кызыл, республике даст ежегодный прирост ВРП и дополнительно порядка 4 тысяч рабочих мест.
При отсутствии железной дороги для нас жизненно важно развитие авиационного сообщения. Хочу поблагодарить федеральное правительство, во-первых, за субсидирование авиарейсов — мы стали мобильнее, во-вторых, за поддержку аэропорта г. Кызы-ла — он получил федеральный статус.
Но серьезной проблемой остается нынешнее критическое состояние взлетно-посадочной полосы и всего аэропортового хозяйства. Сильнейшее землетрясение в декабре 2011 г. обострило ситуацию. Пилоты самолетов МЧС рисковали своей жизнью, сажая большегрузные борты на изношенную, неприспособленную взлетную полосу аэропорта Кызыла. Непрекращающиеся подземные толчки, крупные лесные пожары, крайне изношенное коммунальное хозяйство — в критический момент Тува может оказаться без оперативной поддержки!
Реконструкция взлетно-посадочной полосы нужна была еще вчера. Откладывать нет возможности. Безопасностью людей рисковать нельзя!
Кстати, и в повседневной жизни нет возможности задействовать современную авиатехнику, в Красноярск летаем на «элках», в Новосибирск — на 37-летнем «АН-24». Принять воздушные суда нового поколения не позволяет нынешнее состояние взлетно-посадочной полосы.
Игорь Николаевич уже отметил, что Тува является энергодефицитным регионом. Потребление энергии в 12 раз превышает ее производство.
Решением Президента страны в Туве два года назад установлены две мобильные газотурбинные электростанции в качестве резерва на пиковые зимние нагрузки, с которыми республиканские сети не справляются. Жители нашей столицы до сих пор с тревогой вспоминают аварию на Кызылской ТЭЦ зимой 1996 года, когда город оказался на грани гуманитарной катастрофы. Тогда с ситуацией справились, но четко поняли: единственный централизованный источник тепла для современного города — это постоянный повышенный риск.
Кызылская ТЭЦ построена в 1958 году прошлого столетия. Уже более 10 лет она не дает разрешений на технологическое подключение. Столица задыхается, не имеет возможности развиваться, но собственники Кызылской ТЭЦ не принимают никаких активных действий для её модернизации и расширения. И все ссылаются на отсутствие крупных промышленных потребителей. Откуда им появиться при таком энергодефиците? Замкнутый круг.
Я уже упоминал постановление Правительства России, принятое в 1999 году. В соответствии с ним Кызылская ТЭЦ должна была войти в перечень важнейших объектов. Финансирование расширения ее мощностей должно было поддержать федеральное правительство. В 2008 году на заседании Правительства Российской Федерации также принимались решения о строительстве тепловой электрической станции на углях Каа-Хемского угольного разреза, о реконструкции Кызылской ТЭЦ. И эти вопросы открыты до сих пор.
Новый генерирующий объект на углях Каа-Хемского разреза решит и проблему теплодефицита столицы, и дефицита электроэнергии по республике. А дефицит по республике есть. Как минимум 6 крупных муниципальных образований, с территорией средней европейской страны, живут на дизельном топливе. Это 16 поселений. Где это видано: в XXI веке жить без нормального электроснабжения?
Мы ежегодно вынуждены возмещать убытки дизельным электростанциям в размере более 130 миллионов рублей. В 1999 году по постановлению Правительства России, когда рассматривался вопрос о стабилизации ситуации в Туве, минфину поручалось ежегодно при расчете финансовой поддержки учитывать убытки от эксплуатации дизельных электростанций, расположенных в труднодоступных поселениях. Все это пока остается на уровне добрых намерений.
Ещё хуже обстоят дела в других наших населённых пунктах с централизованным снабжением. Котельные 60 — 70 годов прошлого столетия, изношены на 70 — 90 процентов. Их и без того критическое состояние постоянно ухудшается из-за непрекращающихся подземных толчков. Мы сидим на пороховой бочке.
Получено заключение специалистов МЧС по котельным населенных пунктов Ак-Довурак, Шагонар и с. Чаа-Холь о признании их недопустимыми для дальнейшей эксплуатации.
Авария в Хову-Аксы была вполне предсказуема. Мы понимали, что находимся в критической ситуации. Пошли на вынужденный шаг — взяли коммерческий кредит. Считаю абсурдным, что рабочий поселок, много сделавший для страны в годы работы комбината всесоюзного значения «Тувакобальт», остался без надежного теплоснабжения. За несколько месяцев до чрезвычайной ситуации начали строительство новой котельной, но, к сожалению, не успели. Локальная авария в Хову-Аксы стала индикатором ненадежности всей коммунальной энергетической инфраструктуры страны. Во всяком случае наше мнение о том, что необходимы единые федеральные усилия для модернизации объектов теплоснабжения населённых пунктов, поддержали как минимум все сибирские губернаторы.
Никто из частных инвесторов «не горит желанием» строить объекты теплогенерации в небольших поселениях страны. У себя в республике мы делаем всё, что в наших силах. Построили котельную из трёх модулей в большом населенном пункте Хайыракан. За счет средств республиканского бюджета планируем проектирование и строительство котельной с тепловыми сетями районного центра Чаа-Холь. Вместе с тем мы не можем изыскать источник финансирования на проектирование и строительство в городах Ак-Довураке и Шагонаре современных котельных. На эти цели необходима дополнительная финансовая поддержка в размере 1миллиарда 300 миллионов рублей. Мы не можем и дальше строить на коммерческие кредиты.
Минрегионразвития в своем обстоятельном докладе не затронул еще одну очень важную особенность нашей республики. Мы молоды и в прямом, и переносном смысле. Всего 70 лет в составе федерации. 29 лет — средний возраст населения. По рождаемости мы занимаем второе место по стране, её уровень в более чем в два раза превышает среднероссийский показатель.
Такая воспроизводимость человеческого капитала ко многому обязывает. Качественное здравоохранение, доступное образование, особенно дошкольное, комфортное жилье, современные рабочие места… Мы строим в разы больше, чем в том же 2006 году, и жилья, и спортивных комплексов, и детских садов. Но уровень обеспеченности детскими садами все равно падает.
Во-первых, мы просто не успеваем за нашей хорошей демографией. Во-вторых, продолжаем упираться в инфраструктурные ограничения. Например, построили пять 120-квартирных домов по федеральным программам, Кызылская ТЭЦ наотрез отказывается дать разрешение на подключение — нет ресурсов. А энергетики запрашивают суммы в десятки миллионов на модернизацию подстанций и сетей. И таких новых объектов только в столице более десятка. Как в таких условиях инфраструктурных ограничений выполнять указы Президента, направленные на так нужный стране человеческий капитал?!
Теперь по вопросу стимулирования жилищного строительства.
По темпам ввода нового жилья в 2012 году мы превзошли средний показатель по России и Сибирскому федеральному округу. У нас он составляет 105,9 процента, в среднем по стране — 105,6.
Реализуются программы социального развития села, повышения сейсмоустойчивости многоквартирных жилых домов, строительства жилья для детей-сирот. В республике действует льготная ипотека для молодых учителей, выпускников вузов с красным дипломом, выплачиваются дотации молодым врачам, многодетным семьям предоставляются земельные участки, выделяется древесина по доступным ценам.
Но для кардинального решения проблемы обеспеченности жильём этих мер недостаточно. Более того, уровень изношенности инженерно-коммунальной инфраструктуры уже сейчас тормозит процесс ввода нового жилья в регионе.
Отсутствие финансовых возможностей для обновления и строительства инженерных сетей является главным препятствием комплексной застройки территорий и роста объёмов жилищного строительства. При этом желание строиться у людей огромное. Очень надеемся, что с созданием нового профильного министерства появятся реальные эффективные возможности стимулирования комплексного освоения и развития территорий.
К инфраструктурным проблемам республики относится и развитие связи и телекоммуникаций. В общем рейтинге субъектов по уровню проникновения современных услуг связи Республика Тыва занимает 80-е место. В республике лишь один человек из ста имеет стабильный полноценный доступ к современным услугам связи.
Из 143 населенных пунктов Тувы в 92 отсутствует сотовая связь 3-го поколения, из них численность населения в 24 населенных пунктах составляет менее 500 человек. В 60 населенных пунктах из 143 отсутствует проводной широкополосный доступ к Интернету.
Республика Тыва полностью поддерживает инициативу Минкомсвязи России об обеспечении поселений с населением от 500 человек современными услугами связи, в то же время данный подход не оставляет возможности развития селам с численностью менее 500 человек, а их в Республике Тыва немало.
Без решения этих вопросов сложно говорить о повсеместном внедрении, к примеру, электронного правительства и электронных услуг.
Для устранения «цифрового неравенства» важно также снижение тарифов на магистральные каналы связи для местных операторов. В том же постановлении Правительства России 1999 года № 1045 было утверждено решение о строительстве объектов телекоммуникации и линии связи. Пока мы не сдвинулись в этом вопросе.
Мы развиваемся, но у нас очень ограниченные возможности для хорошего экономического роста. Демографические особенности структуры населения, огромная социальная нагрузка на бюджет, необходимость финансирования как текущих, так и чрезвычайных мероприятий.
В таких условиях крайне трудно изыскать достаточно средств из республиканского и, тем более, муниципальных бюджетов на развитие. Мы хорошо понимаем, что федеральный бюджет тоже ограничен в своих возможностях. Чётко осознаём — экономический рывок на бюджетные деньги не сделать. Это поле деловой и инвестиционной активности. Но во взаимоотношениях с инвесторами нам крайне важна поддержка государства.
Мы высоко ценим внимание федерального центра к нашей республике. То, что сегодня нас заслушивают, говорит о многом. Во-первых, это показатель особого внимания, во-вторых, признание критичности ситуации в регионе. Многие федеральные руководители хорошо знают тувинскую проблематику. Пора от обсуждений перейти к действиям — принять по Туве принципиальные и комплексные решения. Спасибо за внимание!