Глава Тувы провел «круглый стол» с участием губернаторов Сибири и представителей органов власти Монголии и Китая.
В Туве на полях совещания Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» состоялся «круглый стол» по вопросам развития трансграничных связей и интеграции транспортных систем Сибири, Западной Монголии и Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. В нем приняли участие главы регионов Сибирского федерального округа, а также гости из Монголии и Китая. Модератором беседы выступил глава Тувы Шолбан Кара-оол.
Открывая разговор, он отметил, что для Сибири вопросы транспортной инфраструктуры являются важнейшим экономическим приоритетом, основой развития. Им было посвящено не одно заседание МАСС, включая только что прошедшее. Отдельной веткой этой большой темы в последние годы становятся перспективы развития международных транспортных коридоров в направлении Монголии и Китая. Так, в 2019 году Россия в рамках проекта «Енисейская Сибирь» начинает строительство железной дороги Курагино — Кызыл. В среднесрочных планах дорога рассматривается с продолжением в Монголию и Китай, как одно из ответвлений дорожной сети, создаваемой в рамках межгосударственного проекта «Один пояс — один путь».
Кроме того, идет работа над созданием автомобильного коридора между Россией и Монголией с открытием пограничного пункта Хандагайты — Боршоо для перемещения грузов и граждан из третьих стран. На стадии реализации договоренности о запуске авиасообщения между Кызылом, Улан-Батором и Пекином.
Глава Тувы предоставил слово гостям, чтобы они рассказали, насколько их страны заинтересованы в развитии общей транспортной системы с сибирским регионами и какие шаги предпринимаются властями и бизнесом в этом направлении. Первым из гостей высказался заместитель председателя правительства Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР Чжао Чонцзю.
По его словам, Китай настроен на долгосрочное и активное сотрудничество с Россией и её регионами. Об этом было сказано на недавней встрече глав государств Владимира Путина и Си Циньпиня. О высоком уровне партнерства свидетельствует и товарооборот, достигший объема 100 млрд. долларов. При этом на Синьцзян-Уйгурский район приходится около двух процентов этой суммы — 1,7 млрд. долларов.
Китайские власти рассматривают Синьцзян как опорный узел для развития связей с Россией. Однако в строительстве транспортной инфраструктуры её опережают соседи — например, Казахстан, совместно с которым строятся железная дорога и крупнейший сухопутный порт в Урумчи.
Аэропорт Урумчи стал крупнейшим международным авиахабом Западного Китая. Через Синьцзян проходит 111 международных маршрутов автомобильных перевозок, налажено регулярное железнодорожное сообщение с Алматы, Ташкентом.
Тем не менее торговля с Россией в СУАР в 2018 году выросла в 1,5 раза, а её доля в общем товарообороте района приблизилась к 10 процентам. Чтобы расширить связи и ускорить транспортные проекты, правительство СУАР направило правительственную делегацию в Туву.
— Мы подписали с главой республики Шолбаном Кара-оолом соглашение о сотрудничестве в экономической, торговой, научно-технической и культурной областях. Подробно говорили о строительстве транспортной инфраструктуры, включая железную и автомобильную дороги между нашими регионами. По этим вопросам будет подписано отдельное соглашение, — сообщил Чжао.
С китайской стороны как железная, так и автомобильная дороги в направлении Тувы уже построены до границы с Монголией, заявил он.
— Если Россия определится со сроками строительства ветки Курагино — Кызыл, то мы сразу же продолжим строительство, — заверил Чжао.
Губернатор Ховдского аймака Монголии Батсуурь Дугэржав рассказал, что с монгольской стороны тоже предпринимаются энергичные действия по созданию общей с сопредельными государствами общей транспортной сети. В частности, завершается строительство автодороги, которая обеспечит для российской магистрали Р-257 «Енисей» через Монголию и Ховд прямой выход на крупнейший транспортный узел Западного Китая — город Урумчи. Параллельно строится дорога через Баян-Ульгийский аймак в направлении контрольно-пропускного пункта Цаган-Нур — Ташанта на границе с Республикой Алтай.
По вопросам создания международной транспортной инфраструктуры организуются встречи на уровне высшего руководства и правительств. К примеру, в 2018 году перспективы западного транспортного коридора и железной дороги обсуждались в ходе визита официальной делегации КНР в Западную Монголию во главе с министром иностранных дел Китая Ван И.
Монгольский гость поблагодарил Шолбана Кара-оола и глав регионов Сибири за то, что они продвигают транзитный вариант железной дороги Курагино — Кызыл с продолжением в Монголию. Поскольку дорога пройдет через его аймак, он видит в ней огромные возможности для развития не только его малой родины, но и всей Западной Монголии.
Ховд расположен на пересечении путей между крупными агломерациями России и Китая, и это дает ему определенные привилегии, уверен Батсуурь Дугэржав. В радиусе 800 километров от Ховда расположены города Урумчи, Барнаул, Бийск, Горно-Алтайск, Кызыл. Отсюда чуть больше 1 тысячи километров до Улан-Удэ, Иркутска, Новосибирска.
Губернатор Красноярского края Александр Усс назвал Кызыл и Туву плацдармом для прорыва Сибири в Азию, на рынки Монголии и Китая. Экономический потенциал Енисейской Сибири велик, и партнерство с восточными соседями способно увеличить его в разы. Усс уверен, что строительство тувинской железной дороги начнется в этом году, поскольку есть прямое указание президента страны о дальнейшем увеличении торгового оборота со странами АТР.
Его томский коллега Сергей Жвачкин заострил внимание «круглого стола» на программе возрождения малой авиации, внутрирегиональных маршрутов в Сибири, где между поселениями большие расстояния и мало хороших дорог. Чтобы программа была успешной, считает он, России необходимо строить свои легкомоторные самолеты. Это позволит иметь собственную, независимую от зарубежных производителей ремонтную базу.
Жвачкин предложил также «Сибирскому соглашению» выступить с законодательной инициативой, упрощающей требования к организации деятельности аэропортов, обслуживающих малую авиацию. Сейчас они одинаковы и к международному порту Шереметьево, и к маленькому аэродрому в сибирском райцентре. И там, и там должны в обязательном порядке присутствовать все наземные службы — от медпункта до пожарной части, что делает малые аэропорты заведомо убыточными.
Между тем за рубежом подобные порты обслуживает минимальное количество специалистов. Например, в Канаде, где Жвачкину в молодости доводилось работать в газовом промысле, это был всего один человек, который встречал борт с вахтовиками, заправлял его, продавал билеты и т.д. Похожим образом необходимо строить работу малых портов и в Сибири, убежден губер-натор.
Кроме того, надо расширять программу субсидирования пассажирских авиаперевозок. Глава Томской области сообщил, что за счёт этих субсидий удалось восстановить авиасообщение почти со всеми регионами Сибирского федерального округа. Для Томска, который уже обогнал Москву и Санкт-Петербург по количеству студентов, это очень актуальная задача. Сергей Жвачкин заявил, что готов софинансировать полеты между Кызылом и Томском, куда ежегодно приезжает учиться много молодежи из Тувы.
Долаана САЛЧАК