Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Все дело... в бабочке

6 февраля 2014
1618

— А это моя волшебная коробочка…

И вот на столе, действительно, появляется небольшая коробочка, какая есть у каждой рукодельницы. В ней хранятся ножницы, цветные лоскутки и нитки, наборы портновских булавок и ещё много всякой любопытной всячины.

— И вот ещё, — Саша ставит на стол другую коробку, доверху наполненную разноцветными бантиками — как заготовками для будущих аксессуаров, так и уже готовыми к продаже, прикреплёнными к тоненьким ремешкам.

— Складывать обратно их надо последовательно: сначала, вниз, те, что из плотной ткани, которые хорошо держат форму, — с ними ничего не случится. А сверху — те, что из лёгкой ткани, которые могут помяться и деформироваться. Когда вёз сюда такую вот коробку из Улан-Батора, один товарищ на неё сел — всё, половину потом пришлось выбрасывать.

ВОЛШЕБНАЯ КОРОБОЧКА

…Первый свой галстук-бабочку Саша Маады смастерил 14 ноября прошлого года. Получилось довольно интересно, да и времени отняло не так уж много. И уже через четыре дня начинающий дизайнер-модельер отправился в магазин за тканями.

По правде говоря, идея шить бабочки посещала юношу года три назад, да больно зелен, видно, тогда был. Сам себя и притормозил: а смогу ли?

Сегодня в Сашиной коробочке — около пятидесяти моделей. Двух одинаковых не найдёшь. Потянет на несколько коллекций: однотонная классика, озорной и нежный цветочек, «Царь-Горох», как уже окрестил Саша, из кожзаменителя под змею, авангардные, украшенные брошами, кружевами и гипюром. Из габардина, шотландки, плотных шерстяных тканей, мерцающего сатина и струящегося шифона. Двойные, тройные и одинарные, ярко выраженные женские, строгие мужские и в стиле «унисекс».

— Вот с цветочками, например, берут преимущественно девушки, парни ими пренебрегают, — делится Саша. — А я бы время от времени носил. Что тут такого, если грамотно скомбинировать?

Кто-то усомнится: можно ли сделать бизнес на бабочках? Кто будет их покупать?

На исходе третьего месяца из-под рук Саши и его коллеги вышло уже более сотни экземпляров. Половина из них разошлась по Туве, несколько уехало в российские города, в Корею и Монголию. Возникло предложение — появился и спрос на него.

— В нашей республике это была свободная ниша, и я её занял, — говорит Саша. — У нас, если разобраться, таких ниш очень много. Если бы взять, сформировать такие вот возможные для реализации бизнес-идеи в конкретный список и закрепить за каждой активного молодого человека, — которых у нас тоже очень много, — за пару лет наша республика в культурном плане выросла бы на голову.

Клиенты, интересующиеся Сашиным творчеством, присылают ему заявки через Интернет или звонят по телефону. Особый ажиотаж случился в преддверии Нового года. Тогда мастерам пришлось выполнять заказы ночи напролёт. Всем не терпелось. Кому-то во что бы то ни стало хотелось украсить себя, кому-то — завернуть в праздничную упаковку и преподнести в качестве подарка.

А МОГУ И УКУСИТЬ

По образованию Александр — дизайнер-модельер. Работа над созданием предметов одежды его не особенно вдохновляет. А вот аксессуары — совсем другой разговор.

— Одной деталью можно многое подчеркнуть, — объясняет Саша. — То ли ты просто в рубашке, то ли — в рубашке и при бабочке. Совсем другое дело.

В Кызыле он провёл эксперимент. Пришёл в кафе, нарядившись бабочкой. Счёл, что эффект налицо: бабочка привлекает к себе намного больше внимания.

— Она подчёркивает стиль, индивидуальность, да и для Кызыла это необычно, мало кто носит. Галстуки — это галстуки. К ним привыкли, поэтому в них вроде как нет ничего особенного.

— А кроме как для эксперимента, носишь свои творения?

— Конечно, ношу. Я живая ходячая реклама. Правда, у меня больше вещей спортивных, их не совместишь с бабочкой. Но если иду на встречу какую-нибудь — обязательно надеваю. Реакция обычно: «О!» Если кто знает про моё занятие — реакция: «А-а, это твоя?»

— Саш, а чем твои бабочки отличаются от бабочек, которые предлагают другие мастера?

— Кроме того, что их делаю я? (Смеётся) Все они выполнены с любовью, заряжены позитивной энергией, потому что когда я делаю бабочку, я не ругаюсь и не злюсь. Всегда в позитиве.

Ну, а если серьёзно, Саша изготавливает аксессуары и из тувинского национального шёлка — на руках у него, в нашу с ним встречу, не оставалось ни одной: все раскупили. С национальным шёлком мастеру работать нравится: материал, если он настоящий, довольно плотный, жёсткий, хорошо держит форму. Дороговат, правда. Но, соответственно, и цена на изделие в национальном стиле несколько выше, чем на другие. Так, если средняя стоимость бабочки из Сашиной коробки — от 500 до 700 рублей, то выполненная из национального шёлка выходит за тысячу. И это вполне нормально, ведь стоимость материала и задаёт тон в формировании цены на изделие.

Экспериментируя с дизайном, Саша попробовал украсить простую и ничем не примечательную бабочку шипами. Предложил. И о чудо: консервативная тувинская аудитория заволновалась: надеть на шею шипы захотели все. И юноши, и девушки.

— По психологии известно, что острыми углами человек как бы защищает себя. Или выражает так свой агрессивный настрой, — объясняет Саша. — А кто-то хочет подчеркнуть свою независимость. Девчонки чаще всего это и хотят показать: вот такая я независимая, могу укусить.

Вместе с экстравагантными шипами и стилизованными изделиями, самым большим спросом пользуется классика: спокойные и выдержанные тона — чёрный, синий. У дизайнера же зудят руки: хочется фантазировать и предлагать народу варианты, далёкие от признанных эталонов.

Из Монголии, где Александр заканчивает учёбу, он привёз с собой и материал. Однако дело пошло, быстро в расход пошла и ткань. Чтобы пополнить запасы, прошёлся по местным ателье. Оказалось, что ассортимент в Кызыле весьма и весьма скудный, а цены, по сравнению с монгольскими, — заоблачные.

— Выбор однообразен, тканей с интересными принтами вообще нет. Нет ярких тканей. Может, это потому, что в Туве много сажи? В ярком и белом в Кызыле редко кого увидишь.

Решил, что отовариваться будет за Саянами, а когда появится такая возможность, откроет собственный магазинчик, где не только представит куда более широкий выбор, но и процесс организует по-новому, так, как в Кызыле ещё никто не догадался сделать.

МАСТЕР-КЛАСС

Ещё одна особенность Сашиных бабочек — делает он их вручную, что называется, «от и до». В комнате у него стоит швейная машина, но он оскорбляется от одного намёка, чтобы использовать её в работе.

— Это же ручной труд! — настаивает. — В этом главная ценность. Я считаю, что если прокладывать строчки на машинке, то это уже не будет ручным трудом. Это будет надувательство.

Дизайнер, конечно, преувеличивает. Без механизированной помощи, например, чтобы получилась красивая ровная строчка на ремешке, в создании галстука не обойтись. Хотя корешок с названием бренда Саша упёрто пришивает вручную. И сама бабочка — творение чисто ручное, моделируемое прямо на ходу. Мастер не признаёт заблаговременных чертежей и эскизов, хотя как дизайнер должен бы, кажется, иметь такой альбомчик идей, для вдохновения и работы. Он пробует ткань на ощупь, в магазине ещё и нюхает, примеряет одну к другой: можно скомбинировать или нет? Игра цветов, фактур и дополнительной фурнитуры, борьба — что, как и с чем — всё это происходит в процессе живой работы.

— Какой хочешь материал?

— Любой.

— Давай габардин — материал замечательный.

Раскладывает на столе отрез синего габардина. Несколько взмахов ножницами — готовы два прямоугольника, которые скоро превратятся в новую бабочку. Ещё один прямоугольник, поменьше — для перемычки. Мастер разворачивается к утюгу и разглаживает лоскуты. Снова на стол — аккуратно убрать все торчащие ниточки (напомню, что ни оверлока, ни строчки «зигзаг» Саша не приемлет). Снова к утюгу — ловко заутюживает заготовку, как надо, и вот уже показывает, какую можно получить бабочку, если свернуть её под перемычкой так или этак. А можно и края подвернуть — как нравится. Ещё минута — и уже разутюжен последний прямоугольник, вот он уже отрезан до нужной длины, и на талии будущей бабочки смыкается поясок. Мастер смётывает шов иголкой — готово.

Засекла время: 20 минут. Ещё, конечно же, нужно будет выкроить и сшить ремешок, приладить к нему застёжку и посадить на него бабочку.

В среднем, таким образом, на создание одного аксессуара уходит час.

— По-разному бывает, — разводит руками дизайнер. — Иногда бывает, бьёшься долго. Делаешь-делаешь — и никак не получается. Бросаешь и берёшься за другую. Мой рекорд был три часа. Бабочка просто не хотела слушаться. Я изнервничался. И нитка рвалась, и углы не складывались, и прошил не так.

— Ну а вообще, всё не так сложно, как может показаться.

— Конечно. Главное — терпение.

Наша общая бабочка, которую мне доверили выкроить, получилась с браком. Сначала в моих руках ткань приклеилась к утюгу, потом вздулась пузырём под утюгом в руках мастера. Впрочем, он её тут же укротил, и пузырь послушно улёгся на место. По готовому изделию и не сказать, что что-то там на каком-то этапе пошло не так. Но мастер остался недоволен: брак есть брак, место ему в корзине или на ёлке, кивнул на стену. А на стене у Александра и правда ёлка: текстильная, украшенная бабочками. Правда, бракованными или нет — спросить я постеснялась.

Виктория КОНДРАШОВА