Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Воспитание «технарей»

23 декабря 2014
1081

За редким исключением, мальчики с юного возраста тяготеют к технике. Сделав ставку на одаренных подростков, можно получить максимальный эффект в деле воспитания исследователей и подготовки будущих высококвалифицированных технических кадров, как это прописано в концепции воспитания Государственного лицея Республики Тыва.

Обязательное условие воспитания — наличие талантливого «технаря-учителя», который сам является изобретателем, исследователем, ученым, примером настоящего мужчины.

Государственный лицей РТ создавался в 1991 году как профильное общеобразовательное учреждение. Физико-математический профиль был самым популярным среди учащихся лицея. Начало девяностых годов — время активного использования новейшей цифровой техники, в основном, зарубежного производства. В жизнь входила Всемирная паутина.

Всем этим интересовались наши педагоги Андрей Оюнович Алдын-оол, Михаил Петрович Красильников, Михаил Григорьевич Санчаа. В настоящее время они — заслуженные работники образования Республики Тыва. По указанию наших «технарей» мы приобретали самое современное оборудование, осваивали его вместе с нашими учениками, первыми в республике подключились к сети Интернет. Мы все делали вместе — учителя и ученики.

Тогда в лицее были не уроки, а занятия, на которых Андрей Оюнович Алдын-оол собирал с первыми лицеистами самодельные компьютеры. Михаил Петрович Красильников учил не информатике, а программированию. Классический курс физики вел при помощи созданных своими руками приборов и устройств, экспериментальных установок кандидат физико-математических наук, заслуженный работник высшей школы Александр Владимирович Набатов. Михаил Григорьевич Санчаа создавал новый для школы курс технической физики, и по сей день обучает учеников конструированию электронных устройств. Многое, созданное первыми лицеистами, используется в учебном процессе до сих пор. Математику вел кандидат физико-математических наук Александр Михайлович Борзенко. В девяностые годы он обучал лицеистов шахматам, как неотъемлемой части математики. Яркой звездочкой был Болат Ооржак — талантливый математик, шахматист, который стал успешным дипломатом выс­шего уровня.

Последние несколько лет украшал жизнь наших учеников Николай Петрович Шишигин — известный в республике Мастер шахмат. Он воспитывал в детях любовь к шахматам, логике, вдумчивости и сосредоточенности — истинно мужским качествам.

Навсегда запомнились лицеистам замечательные занятия по математике, решению логических задач и геометрии доктора химических наук Александра Владимировича Мышлявцева. Не менее увлекательными были занятия по математике и программированию Валерия Михайловича Логинова, доктора физико-математических наук. Лицеисты выполняли под их руководством серьезные научные работы, которые впоследствии стали базой для кандидатских диссертаций.

Все наши мужчины ведут здоровый образ жизни, они — примерные семьянины, любящие отцы, заботливые мужья. Во всех мероприятиях, поездках, походах вместе с лицеистами участвовали и семьи наших педагогов.

Выпускники признаются, что лицей был для них вторым домом. Педагоги-мужчины были примером для подражания. Они воспитывали в мальчишках настоящие мужские качества, восхищали своей эру­дицией и способностью легко разбираться в любом техническом устройстве. Не случайно многие выпускники-юноши избрали профессии, связанные с техникой и IT-технологиями, успешно работают в различных сферах экономики нашей республики и за ее пределами. У Михаила Санчаа и Андрея Алдын-оола даже дочери тоже «ученые-технари»: одна геофизик, другая математик, кандидаты геолого-минералогических и физико-математических наук.

Естественно-научное образование в лицее является одним из главных компонентов подготовки учащихся к самостоятельной жизни. Наряду с математическим, социально-экономическим и гума­нитарным компонентами оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка за время его обучения и воспитания. Новые федеральные государственные стандарты делают акцент на развитие нестандартного мышления школьников, воспитание навыков исследователя.

Глава республики Шолбан Валерьевич Кара-оол сформулировал подготовку высококвалифицированных технических кадров как социальный заказ. Для подготовки школьников к получению профессионального образования в области естественных наук в лицее давно действуют научные лаборатории школьников: конструирования и моделирования (КИМ) цифровой техники, IT-технологий.

В этом году в связи с оснащением учреждений здравоохранения современным цифровым оборудованием и нехваткой специалистов, владеющих современными технологиями диагностики и лечения, открыта новая естественно-научная лаборатория «Кибернетика».

На протяжении 18 лет лицей проводит региональную научную конференцию школьников Всероссийской программы «Шаг в будущее». Ежегодно в ней участвуют не менее 200 учащихся из всех районов республики. Лицеисты показывают хорошие результаты в форумах научной молодежи, что также является итогом труда преподавателей. Так, в этом учебном году на 21-м Всероссийском форуме «Шаг в будущее» в Москве дипломом I степени награжден Эмир Монгуш, II степени — Анзат Лопсан. Научной премией программы и дипломом Высшей школы экономики награждена Долаана Куулар.

В олимпиаде «Шаг в будущее» призерами стали: по физике — Анзат Лопсан, по математике — Доржу Товарищтай и Анзат Лопсан.

Дипломы лауреатов по науч­но-техническим работам на Всерос­сийской конференции учащихся «Юность, наука, культура» в текущем году в г. Новосибирске получили все 10 лицеистов, участвовавших в конкурсе.

На региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников победителями стали: по математике — Доржу Товарищтай, по обществознанию — Бичен Анай-оол, призерами — 7 учащихся лицея по профильным дисциплинам.

В конце ноября наша команда, трое юношей и их руководитель М. Г. Санчаа, участвовала в IX соревнованиях молодых исследователей Сибирского федерального округа «Шаг в будущее» в г. Красноярске. Мы также не остались без наград. Александр Доржу награжден нагрудным знаком «Школьник-исследователь программы «Шаг в будущее», получил свидетельство кандидата для участия в международной научной и инженерной выставке Intel ISEF, сертификат за высокие научные и академические результаты.

Кежик Кызыл-оол награжден научной медалью «Юный исследователь Сибири», получил сертификат за высокие научные и академические результаты.

Из списка победителей и призеров видно, что изобретательством, разработкой технических устройств занимаются, в основном, юноши.

Помимо преподавателей, хотелось бы отметить молодого специалиста Валерия Шангыр-ооловича Чаша — системного администратора, на котором держится вся электроника.

Мужчины в образовании играют очень важную роль. Воспитательный эффект налицо.

Татьяна САНЧАА,

директор Гослицея РТ