Тувинская правда 12+

Воскресные школы при хурээ

16 января 2014
1740

В Туве философский клуб рассматривает возможность открытия буддийских воскресных школ.

Глава Тувы Шолбан Кара-оол принял участие в очередном заседании философского клуба, состоявшемся в субботу, 11 января. Темой клубного разговора стали проблемы современного состояния религиозности молодежи республики в контексте её влияния на духовность и нравы подрастающего поколения. Тон обсуждению задала проректор Тувинского государственного университета, доктор философских наук и основательница Центра буддологии и тибетологии Ольга Хомушку, выступившая с докладом о роли буддизма в воспитании молодежи. По мнению профессора, традиционные конфессии и, в частности, буддийское сообщество Тувы оказались не готовы отвечать возросшему на фоне экономических реформ и вызванных ими духовных переоценок спросу на религию, особенно со стороны молодежи. В итоге пустующую нишу в Туве стремительно заполняют различные секты, влияние которых на души молодых невозможно оценивать однозначно.

За последние 20 лет, сообщила Ольга Хомушку, количество рели­гиозных объе­динений в республике выросло почти на треть — до 53. Из них 23 — буддийской направленности, 11 — организации Русской православной церкви, одна старообрядческая, 11 протестантских и 8 шаманистских. Столь широкий набор конфессий сам по себе свидетельствует о росте «моды на веру». О том же говорит и в разы увеличившаяся статистика массовости религиозных мероприятий. Однако социологов и экспертов от общественности беспокоит тот факт, что количественный уровень религиозности населения практически не повлиял на качество его духовности. Более того, по ряду социальных критериев наметился регресс. Так, по уровню алкоголизации населения, преступности, подростковой суицидальности республика сегодня считается одним из неблагополучных регионов России.

Точку зрения ученого разделяют и другие участники дискуссии. Причины отсутствия ощутимого социального эффекта от деятельности религиозных организаций Тувы многие видят во внутренней раздробленности и противоречивости самих конфессий, что само по себе сеет разлад в умах верующих и мешает выполнять религии функцию социального стабилизатора. Среди широко известных примеров такой междоусобицы — конфликт в рядах буддийского духовенства Тувы, из-за которого в республике до сих пор нет безоговорочного религиозного лидера. Похожая ситуация и среди шаманских обществ. Кроме того, в открытом разговоре были подняты такие проблемы, как излишнее увлечение служителей различных культов коммерческими аспектами деятельности религиозных организаций, что также не добавляет доверия паствы.

Шолбан Кара-оол согласился с мнением, что огромный воспитательный потенциал религиозных объединений, действующих в республике, используется не в полную силу, а где-то и отстает от быстро меняющихся запросов людей. Он и сам хотел бы видеть деятельность традиционных конфессий более энергичной и привлекательной для молодежи, чем она есть сейчас. «Мне тоже как простому верующему человеку хотелось бы не только формально поучаствовать в обрядах, но и узнать их смысл в живой беседе с уважае­мыми учителями о мировоззренче­ских вопросах, которые есть у каждого, не говоря уж о молодых людях с более скромным жизненным опытом», — поделился своими размышлениями премьер.

Тем не менее, полагает глава Тувы, нынешние проблемы религиозных организаций — это проблемы их роста и становления, которые неизбежны в любом деле, начиная от недостатка финансов и закачивая квалификацией самих служителей. Устройство и место культовых объединений таково, что никто не вправе вмешиваться в их деятельность, тем более — внутреннюю. Однако и общество, и государство могут и должны им помогать по мере своих возможностей, поскольку цель в конечном счете у всех одна — благо человека. 

Вполне возможно рассматривать как выход из положения вариант открытия воскресных школ при культовых учреждениях, аналогичных приходским школам Русской православной церкви, сошлись во мнении участники заседания философского клуба. В таких школах верующих всех возрастов могли бы учить не только обрядовым традициям, но и более важным вещам — таким, как мировоззренческие и нравственные ценности, которые едины для всех религий мира, пониманию предназначения человека, умению преодолевать трудности бытия. Глава Тувы заявил, что участники философского клуба, среди которых много ученых, должны вместе со священнослужителями подумать о составлении полагающихся для таких школ учебных пособий. Со своей стороны Кара-оол пообещал всяческую поддержку в издании необходимой литературы, если такая будет подготовлена.

На заседании клуба было решено, в частности, реализовать проект создания воскресных школ при буддийских храмах республики. Роль координатора проекта взял на себя Центр буддологии и тибетологии Тувинского государственного университета. Предварительно, по словам Ольги Хомушку, являющейся одним из руководителей центра, ученые проведут публичные консультации с буддийскими ламами, преподавателями школ, самой молодежью.

Философский клуб Тувы, напомним, был создан в 2007 году. Одним из главных инициаторов его создания был Глава Республики Тыва Шолбан Кара-оол.

Долаана САЛЧАК.

asdf asdf asdf