В этом году Тувинский национальный ансамбль песни и танца «Саяны» отмечает свое 50-летие. Впечатлениями от концерта, открывшего в октябре 2018 года юбилейный сезон, делится искусствовед Зоя Кыргыс.
Видно, что работа ансамбля «Саяны» прошла через колоссальный труд, что называется, «через тернии к звездам». Вырос контингент артистов, соответствующих федеральным требованиям. Я хорошо помню, как основатель ан- самбля Р. Н. Лесников и министр культуры М. С. Хомушку с большим трудом собирали артистов балета, хора, оркестра. Всегда были недобор и текучка. И для того чтобы удержать артистов, использовались все известные методы: открывали отделения, отправляли детей на учебу в хореографические училища Кыргызстана, Татарстана, в Улан-Удэ. Однако угроза текучки все-таки тревожила, а помощи ждать извне было бессмысленно. Р. Лесников начал искать будущие таланты среди учеников учебных заведений среднего профобразования, это музыкальное училище, творческие центры. Первые гастроли Лесникова с ансамблем по районам стали находить ощутимый отклик в родительской среде: родители стали отправлять своих одаренных детей в ансамбль.
В ансамбле «Саяны» исчезло понятие «средний по уровню артист». Р. Н. Лесников разрабатывал свой стиль. Он был потрясающий музыкант: брал традиционную неавторскую музыку и традиционные тексты. Возможно, именно это спасло его от потери дирижерской индивидуальности, интернациональной по мышлению. Со всех районов собирал молодежь. Одним из них был Монгун-оол Ондар, ныне ведущий артист ансамбля. Его привезли из колхоза «Искра» Дзун-Хемчикского района. Сегодня он у нас «натуральный брюнет, золотой голос Азии». В прошлые годы мне довелось ездить с ним в Японию, Алтай, Монголию, Хото, Китай, Манчжурию, и везде он получал Гран-при. Во время приезда Путина Монгун-оол наряду с другими артистами выступил с горловым пением в Пор-Бажыне и привел в восторг Президента! Помню, он спрашивал у Президента: «Можете ли Вы мне как Президент разрешить выдать диплом, Владимир Владимирович? Ансамбль меня не отпускает учиться, зарплата маленькая». Путин сказал: «Ты что, парень, я не царь и не Бог. Тебе сам Бог дал такой дар. Зачем тебе диплом? Еще двадцать лет будешь удивлять весь мир. Твое искусство не нуждается в переводе. Пусть Верховный Хурал тебе повысит зарплату на 70 000. Или страховку на 10 лет оплатят. Они обязаны это дать, тогда зачем они там сидят», — улыбаясь, сказал Президент России. И слегка обнял Монгун-оола. Есть нечто близкое по духу у этих людей, хотя гармонии совсем иные.
Монгун-оол до сих пор, получая свои 18 000 р., отрабатывает пенсию. «Любит всей душой», как говорил Набоков. У тувинцев свои отношения со старинной протяжной песней. Были и есть исполнители протяжных песен: Кара-кыс Мунзук, Оюн Болдукпан, Хургулек Конгар, Николай Олзей-оол, Надежда Шойгу, Саинхо Намчылак, Кежиктиг Демир-оол, Шончалай Ооржак, Вероника Чооду и многие другие. Звездная карьера тувинского сопрано Айдысмы Кошкендей длится уже более двадцати пяти лет. Поклонники певицы слышат ее красочный голос и во всемирно известном ансамбле «Чиргилчин». В ее протяжных песнях «Ээви Хем» в широком диапазоне сквозь развернутое полотно, созданное одаренной исполнительницей, можно услышать отголоски ранних времен. От песен в ее исполнении мысли приходят к спокойствию, внутренней гармонии. Складывается впечатление, что демонстрируется не сама песня, а во всей красоте выходит на первый план, выявляя все детали вокальных данных голоса, — манера, отсылающая к древним временам Великой степи.
Еще один самородок ансамбля — заслуженный артист России Демир-оол Кежиктиг. Выразительные и своеобразные мелодии тувинского народа соседствуют в его голосе с удивительным по красоте тембром и абсолютной свободой вокализации. Эта черта, характерная для его интерпретации, всегда узнаваема среди преданных слушателей. А если верхние ноты и кажутся порой чуть резковатыми, то это отнюдь не смущает, так как перед нами артист с большой буквы, артист от Бога — так перешептывались в зале.
Слушать голос Борбак-оола Салчака стало доброй традицией. Он вызвал искренний интерес и положительные отклики к своему творчеству среди самых разных категорий слушателей и, как всегда, был горячо принят публикой. Его песни покоряют слушателей глубокой искренностью. Учеными ТНИИЯЛИ в свое время собрано огромное количество протяжных, коротких песен и припевок. Отрадно, что все исполнители выходят именно из ансамбля «Саяны».
Из всех видов коллективного творчества именно оркестровая игра тувинских народных инструментов Эреса Тартан-оола предполагает совершенно особый уровень музыкального мышления. Поработав в свое время дирижером в симфоническом оркестре, он не принадлежит какому-либо направлению в отдельности, но принадлежит всем им одновременно. У него хорошо обработаны аранжировки для оркестра. Используются этнические инструменты, он знает, что их нельзя ничем заменить. За 40 лет своего существования оркестр отстоял репутацию одного из лучших в Туве. Отличает его оригинальный репертуар и узнаваемый стиль. Начинается он с освоения коллективного музицирования — ансамблевой игры. С балетом, с вокалистами, мужскими ансамблями, где очень живая атмосфера, насыщенная интересными номерами. Артисты балета стараются сохранять верность давней традиции создавать национальные танцы. Чувствуется, есть мыслящие хореографы.
Поражают костюмы артистов, этнографически точные, без лишних орнаментов, в приглушенных тонах, без страсти к блеску. Пояса носят традиционно, шапочки надеты строго по-урянхайски. Как говорится, по одежде встречают, по уму провожают. Все очень хорошо продумано стилистами.
Второе отделение юбилейного концерта прошло более динамично и живо. Словно компенсируя досадные огрехи в начале программы, балетная группа станцевала «Начало скифов» и «Эки турачылар». Понравился танец в постановке Вячеслава Донгака, хореографа, который внес огромный вклад в развитие и становление ансамбля. «Саяны» по праву считаются кузницей первоклассных кадров. Умение владеть своим телом и правильно двигаться — для артистов навык основополагающий, таким образом каждый показ становится большим событием, и все это связано в первую очередь с программой и с режиссерской концепцией. В зависимости от содержания и с учетом количества персонажей ставится определенный номер, который усиливает эмоциональную окраску действия. Это касается заключительной сцены «Чаданская плясовая», кульминации, что должно совпадать с исполнением вокального произведения. Как показалось, чуть не доработано. А почему Чаданская?
Художественный руководитель Аян Мандан-Хорлу принимает активное участие в организации поездок по грантам для творческого развития своих подопечных. Что важно — поездки приносят не только сценический опыт, но и позволяют артистам знакомиться с богатейшими культурными традициями других стран, расширяют собственное отношение к мировому музыкальному пространству. Главное для них — не снижать объема концертной деятельности и множить творческие успехи ансамбля. Ведущий концерта Владимир Ооржак пояснил, что проблем с контингентом артистов в ансамбле нет, пришли молодые артисты балета, хотя нет зала, но все стараются работать, понимают значимость коллектива для республики. Администрация ансамбля работает по грантам. Приглашает именитых хореографов, хотя это дорого обходится. Но зато специалисты, зная свое дело, делают все в соответствии с новыми веяниями, с чувством, с толком, с расстановкой. Сегодня в репертуаре оркестра основной акцент делается на традиционное искусство. Есть планы обратиться к творческому наследию народов России. В этом году ансамблю исполняется 50 лет. План юбилейных мероприятий на ближайшие полгода уже расписан. Администрация ансамбля включает опытных профессионалов, которые осознанно выбрали эту профессию и готовы неустанно совершенствоваться. С такой командой 50-й юбилей станет событием, которое запомнится надолго.
В целом концерт вызвал большой, неподдельный интерес у многочисленной публики.
Зоя КЫРГЫС,
заслуженный деятель искусств РФ