Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Вкусный экзамен

15 апреля 2017
983

Мне очень нравится смотреть кулинарные передачи, полезные во всех смыслах. Они расширяют географические рамки, знакомят с традиционной едой жителей разных стран, дают возможность приготовить что-то самому по предоставленному рецепту. И однажды, совершенно неожиданно, сама стала участницей такого реалити-шоу — дегустировала блюда.

Пригласили меня в Кызылский техникум экономики и права на экзамен, который сдавали первокурсники направления «Технология продукции общественного питания». Учатся специальности два года 10 месяцев. Обучение — платное.

Каждый из 15 студентов должен был приготовить три блюда, и сдавали экзамен пять дней по трое студентов. Все — в одинаковой форме бордового цвета.

У всех этих ребят-первокурсников когда-то было самое первое блюдо, которое они приготовили своими руками. У Шенне это — гречневая каша, у Виктории — блины, Аюша Аякпана из Ээрбека — борщ в пятом классе, у Белека — рыба, Олчаны Сарыглар — курочка. А на экзамене они тянули билеты с заданием.

Свои оценки после дегустации давали эксперты-преподаватели во главе с директором техникума Ольгой Кондрашовой. Первой на «моем» экзамене была Вика Дагба. Ей надо было приготовить канапе, которые она сделала в виде сердечек, со шпажками. Ее похвалили: красивая форма, маленький размер — на один укус, правильно добавила сливочное масло. А вот украинский борщ, по мнению экспертов, был недосолен, и температура подачи горячего блюда недостаточна. Главная особенность? — спросила директор студентку. — Правильно: шпиг с чесноком.

Чтобы раскрылся аромат супа, он должен быть в меру горячим, около 75 — 80 градусов. Зато получились блинчики с творогом и кисель — настоящий, не из концентрата.

Студенты помогали друг другу: подавали и уносили блюда, пока сокурсник держал перед комиссией ответ. По ходу эксперты наблюдали, правильно ли соблюдается этикет. Подают тарелки с едой справа, убирают — слева.

Почему модульные задания даются уже на первом курсе? По словам преподавателей, чтобы студенты владели технологией приготовления пищи, могли подрабатывать. Будущие технологи уже принимают участие в обслуживании банкетов, фуршетов в различных организациях, летом работают в детском лагере «Орленок». Таким образом, они получают еще и рабочую профессию — повара.

Следующая участница — Анастасия Тюлюш. Первое блюдо — хек с молочным соусом. К слову, таял во рту. Вопрос эксперта: каков выход готового блюда? 250 г. Наличие специального ножа. Котлета по-киевски. Мне показалось, что мясо было немного суховатым. Но я — гость, не эксперт.

Они отметили, что тефтели по­лучились не идеально круглыми. Что не так в технологии? Девушка подсказала сама: мало отбит фарш. А пюре — вкусное, молоко, как и нужно, влито горячее.

За ребят переживала мастер производственного обучения Антонина Начын-ооловна Куулар, чей стаж работы в техникуме — не менее 30 лет.

Завершал экзамен Андрей Филатов. По словам Антонины Начын-ооловны, сына поддерживает ма­ма: звонит в техникум, интересуется учебой. Андрей хотел бы пойти служить в армию и там готовить для солдат вкусную и здоровую пищу.

Эксперты, между тем, высоко оценили его «Рыбу по-ленинградски». Блюдо было подано как надо, с жареным луком поверху. Единственное, передержал во фритюре картошку. Зато котлета рубленая из курицы с овощами понравилась мне больше всего. Сочное мясо, аппетитная корочка. И директор подтвердила: вот что значит выдержать температуру подачи блюда (65 — 70 градусов), когда раскрывается весь его букет. Еще Андрей приготовил биточки по-селянски, со сложным гарниром. Комиссия рекомендовала Андрея для подготовки ко всероссийским конкурсам.

А ведь эти ребята — всего лишь первокурсники. Какие кулинарные шедевры они научатся делать к концу обучения? Днем раньше, например, Алдынай Аржай-оол выдала такую фаршированную щуку! Сами посмотрите и восхититесь.

В Российском университете кооперации среди проектов «Предпринимательского кампуса» наивысший балл набрала студентка 3-го курса КТЭиП по специальности «Технология продуктов общественного питания» Наталья Умановская с проектом «Студия сладкого творчества».

Вот такие успехи делают студенты Кызылского техникума экономики и права, сохраняя лучшие традиции советской школы кооперации, принимая эстафету от таких преподавателей-технологов, как Нина Дмитриевна Маландина, которая кормила обедом в ресторане «Улуг-Хем» первого Президента Российской Федерации Бориса Ельцина.

Елена ЧАДАМБА