Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Виртуоз и романтик

21 января 2016
1025

Кажется, совсем недавно мы имели удовольствие слушать прекрасного музыканта в зале Тувинской государственной филармонии, а, оказывается, было это почти год назад, 18 марта 2015-го. И вновь к нам в гости — Алексей Балашов! Во вторник, в вечер Крещения 19 января, он снова дал единственный концерт на сцене нашей филармонии. И как закономерный итог — возгласы зрителей «Браво!» в финале интересной и сложной программы.

Называлась она «Путешествие из России в Италию». Партию фортепиано на этот раз подготовила пианистка Анай-Хаак Балбан-оол, кызылчанка серьезно подошла к ответственному заданию. Это ее кредо в профессии. Не удивительно: сложился замечательный дуэт, в чем зрители имели счастье убедиться. Красивые бордовые розы в руках исполнителей на последних поклонах — закономерная благодарность за доставленное удовольствие.

Как и в первый приезд, музыкант сам вел программу, ненавязчиво занимаясь просветительством. И — всё время улыбался. Хотя порой ему приходилось выполнять ох какие сложные пассажи и проявлять чудеса в технике дыхания! К слову: никаких повторов из первого визита, только новые произведения для гобоя и фортепиано.

Вот свойство причудливой «дудочки»: закроешь глаза, а ее божественные звуки переносят тебя в совсем иные времена и века, так и представляются напудренные парики, длинные платья и фраки где-нибудь на карнавале или дворцовом приеме во Франции или Италии несколько столетий назад…

В фойе филармонии можно было приобрести новинку артиста — диск «Очарование гобоя». А мы были очарованы и пленены виртуозом и романтиком такого редкого инструмента воочию. В двух отделениях нам представили редко звучащие мелодии — красота, сила живого звука (без микрофона), мощь. И даже вскользь отмечаешь богатейшую техническую базу москвича (это и поставленная система вдох-выдох, и пальцы, порхающие по кнопкам) — так захватывает Музыка, удивительная, красивая, неповторимая. Да-да, потому что эти мгновения уже стали историей, а мы переполнены звучанием, что осталось внутри нас.

Молодой артист окончил Московскую консерваторию, продолжил образование у лучших профессионалов в Мюнхене, Штутгарте (Германия), Женеве (Швейцария). В свои чуть за 30 уже стал лауреатом многих российских и международных конкурсов. Имеет опыт работы в известных оркестрах нашей страны. Часто гастролирует соло, его знают во многих городах родного Отечества, Украины, Молдавии, Румынии, Германии, Финляндии, Испании, Казахстана, Швеции, Китая. Успевает многое, что вызывает только уважение. А сам сейчас руководит квартетом Espressivo и Ансамблем солистов Art Style.

Для нас прозвучали произведения и переложения для гобоя композиторов России и Италии. Сначала — нестареющая музыка Антонио Вивальди, соната соль минор — мы окунулись в век XVIII. Действительно, поднимаешься над суетой и обыденностью. Дуэт познакомил нас с автором из Москвы, наша современница Ираида Юсупова: аранжировка бессмертной «Аве Мария» и отрывок из ее оперы «Эйнштейн и Маргарита». Или «Вокализ» Сергея Рахманинова, признаюсь, впервые его услышала, как и многое другое в концерте.

Опять мы вернулись на три века назад, это берет в плен музыка А. Марчелло, знаменитый концерт для гобоя и фортепиано. Или концерт ми бемоль мажор В. Беллини. Воздушность, легкость, прозрачность и звуков-аккордов, и исполнителей, сумевших их так подать. Известный «Ноктюрн» А. Бабаджаняна слушал бы и слушал… Рады знакомству с мелодиями автора из Татарии А. Ключарёва, его «Родные напевы», «Сказка», «На празднике» построены на пентатонике, что и тувинская музыка.

В финале — захватывающие фантазии А. Паскулли на тему музыки оперы «Фаворитка» Г. Доницетти. Синьор Антонио писал такие сложнейшие произведения для гобоя, что только сам мог их исполнять. Это XIX век. А в нашем это под силу единицам, в том числе — гостю из Москвы. Итальянца называли Паганини гобоя, этого звания достоин и Алексей Балашов.

Представлял гостя Николай Дамбаа, сам известный музыкант. Точно подметил: большая радость вновь видеть и слышать волшебника гобоя на тувинской сцене. Не поспоришь: так оно и было.

Марина КЕНИН-ЛОПСАН