Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Вернулась музыка в театр

9 мая 2018
570

В Тувинском национальном театре 21 апреля давали премьеру по сказанию В. Серен-оола «Кан-кыс». Владимир Седипович был высоким, спокойным, добрым, деликатным человеком, отличным артистом и, как говорят филологи, очень талантливым писателем. И произведение его о добре и зле, об умении прощать, о душевной красоте человека.

Режиссер-постановщик спектакля — первый в Туве профессиональный режиссер музыкального театра Аяна Оюн. Это ее дипломная работа. И сразу скажем, работа особенная. Еще и потому, что она же является и композитором всех музыкальных произведений, звучавших в спектакле, а их было немало, а звучали они в стилистике народных песен, сопровождавших героическое сказание.

Инсценировку по произведению Владимира Серен-оола подготовили Саяна Сат, заслуженная артистка РТ, и Аяна Оюн. Сценография и костюмы — Начына Шалыка, народного художника РТ, также достаточно гармонично вписываются в театральное исполнение сказания. Высокий, постоянно движущийся помост в центре сцены помогает актерам показать сложное противостояние героев и отрицательных персонажей.

Несколько настораживает увлечение художников женскими шапками с очень высоким верхом в стиле скифских головных уборов; рассказ всё же идет о тувинском сказании. Удачным было и включение в действие элементов теневого театра Айдыса Чадамба. Сцены смертельной борьбы в показе ее в виде теней на декорации усиливали накал героического сказания.

В главной роли Кан-кыс выступила артистка Тана Ховен-оол. Она обладает хорошим голосом, очень темпераментная, быстрая, талантливая, разноплановая, что и нужно было для спектакля. Ей, как и также очень молодой артистке Айзане Чылбак-оол, чуть-чуть не хватает осмысления и игры Противостояния: они олицетворяют Добро и Зло, силы должны быть равны почти на протяжении всего действа. Но исполнительницы, понимая весь груз поставленной задачи, все же переходят на рассказ и показ интересной, захватывающей истории, где есть и смерть, и потери, и любовь. Возможно, музыка здесь бы помогла больше, может, стоит, действительно, попытаться сделать из него народную оперу.

Очень убедительны в спектакле Олег Сат, заслуженный артист РТ, в роли Шой-Тогуса, и Сайдаш Монгуш, заслуженный артист РТ, в роли Аржая, Саяна Сат, заслуженная артистка РТ.

Вызывает некоторое недоумение решение режиссера предложить актерам сыграть по две роли, в творческом коллективе достаточно самых разноплановых исполнителей. В данном случае минимализм себя не оправдал, молодые актеры не всегда были убедительны, поэтому и финал получился несколько скомканным.

Однако, дети 10-12-ти лет, в большом количестве присутствовавшие в зрительном зале, с интересом следили за происходящим на сцене. Значит, спектакль захватил их внимание, что очень трудно добиться в наше «гаджетовое» время! Если бы финал был еще более впечатляющим в эмоциональном плане, еще более утвердительным в том, что Добро все же побеждает Зло, вышло бы еще замечательнее!

Мои предложения ни в коем случае не умаляют впечатления от первой большой работы постановщика Аяны Оюн. Наконец-то название театра: музыкально-драматический — начнет себя оправдывать в полной мере, поскольку музыкальных спектаклей у нас практически нет.

Будем ждать новых успешных музыкальных постановок!

Айлана КУЖУГЕТ,

театральный критик, доктор культурологии