Православные республики отметили праздник Крещения Господня. В Кызыле центром притяжения для всего честного народа стала прорубь-иордань, расположенная в районе Вавилинского затона. В ночь с субботы на воскресенье туда потянулись горожане, движимые желанием окунуться в воду, освященную животворящим крестом. В «Вестнике Кызылской епархии», который увидел свет накануне праздника, руководитель миссионерского отдела иеромонах Ефрем (Калинин) популярно разъяснил, что «Бог не заповедовал купаться в ледяной воде, а значит, купание вовсе не является доказательством веры». Лучшим же доказательством, по его мнению, были бы добрые дела человека: когда он перестал бы сквернословить, обижать других людей и оказывал бы помощь всем нуждающимся.
Предание гласит о том, что Спаситель принял крещение от пророка Иоанна Предтечи. Иоанн, названный впоследствии Крестителем, проповедовал: «Идет за мною Сильнейший меня, Тот, Которого я недостоин… Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мф 3:11).
Когда же Иисус принял Крещение, и поднялся из вод реки Иордан, небеса разверзлись, и Дух Божий, в образе голубя ниспустился на Иисуса. И был еще голос с небес, вещавший: «Это — Сын Мой возлюбленный, и в Нём — Моё благоволение» (Мф 3:1-6, 13-17). Так было явлено, что Иисус — это Сын Божий. И, одновременно, людям были открыты все Три Лица Святой Троицы: Бог Отец гласом с Неба, Бог Сын — Иисус Христос, выходящий из воды, и Бог Дух Святой.
Обустройство проруби у Вавилинского затона по традиции взяло на себя ГУ МЧС России по РТ. Но без новшеств не обошлось. Впервые картинка купели напрямую транслировалась по Интернету в Сибирский региональный центр МЧС. Помимо купели в затоне ко дню Крещения эмчеэсовцы оборудовали иордань на енисейской протоке у Шагонара и на Бий-Хеме у села Тоора-Хем. По просьбе епархии проруби «поменьше» были организованы на пяти других водоемах республики. Там предполагалось только освящение и забор воды, без омовения.
Еще в пятницу на Вавилинском затоне побывали кинологи. Специально обученные на поиск взрывчатки собаки ничего подозрительного не обнаружили. Место для купели выбрали сотрудники государственной инспекции по маломерным судам. И только потом за дело взялся «оргкомитет», в состав которого вошли сотрудники мэрии Кызыла и полиции. «На месте» всей текущей организацией занялась руководитель Центра русской культуры, депутат Кызылского городского хурала представителей Вера Лапшакова. Забота, по ее словам, привычная, поскольку крещенскими купелями она занимается на протяжении семи лет, еще с той поры, когда иордань прорубали на протоке Национального парка.
В прошлом году купель освящали в полдень. В нынешнем году — в полночь. По словам секретаря епархиального управления Николая Рябкина, разница заключалась в том, что в обоих случаях за основу были взяты два разных канона. Днем обряд проводится по «византийскому правилу», в полночь — по правилу, установленному православной церковью еще во времена Московской Руси. Оба канона применимы. Но считается, что истинная благодать нисходит на верующего человека в храме. «Святой» вода становится уже после богослужения, которое проводится днем раньше, в «крещенский сочельник».
— В давние времена купание в «крещенской» проруби было особенно важно для тех людей, которые за тяжкие грехи были лишены возможности причаститься к святым тайнам, — заметил уже после освящения проруби отец Николай. — Им погружение в иордань давало единственный шанс для того, чтобы смыть эти грехи.
К погружению в крещенские воды, который носит пока характер «массового заплыва», Церковь относится с пониманием. Ни одно существо на Земле не живет без воды. А так как вода — это жизнь, то наполненная Духом Святым, над всем живым она и преобладает.
— Народ во всей своей полноте мало способен разумно подойти к святыне, — добавил отец Николай. — Для этого нужно иметь еще веру, волю и желание прийти к такому пониманию. Кто как может, тот так и должен прикасаться ко святыне, у кого и насколько хватает на это духовных сил.
В качестве священника Николай Рябкин впервые освящал иордань в Кызыле. Хотя с Тувой впервые познакомился восемь лет назад. Тогда он приезжал по благословению екатеринбургского архиерея Викентия, который в 1995–2000 годах опекал православных республики в сане епископа Абаканского и Кызылского. По осени епископ Тувинский и Кызылский Феофан пригласил Николая Рябкина к нам республику, а уже в декабре рукоположил его в священники.
Галя Хамзина окунается в прорубь уже в четвертый раз, помнит и свой первый опыт погружения на речке Серебрянке. Там это место давно облюбовали местные «моржи», их примеру последовали и четыре подружки-веселушки с одного места работы. Вот только одна из них, признается Галя, до сих пор не решается шагнуть в прорубь, в последний момент отказывается от этой затеи.
Светлана Бельтикова собиралась искупаться в «крещенских водах» на протяжении последних двадцати лет. С завистью наблюдает по телевизору за тем, как легко и просто многие люди ныряют на Крещение в прорубь.
— Читала, что такое омовение добавляет здоровья, — храбрится она. — Вот и я хочу такого здоровья — телесного и душевного. Полтора месяца назад сократили меня на работе, которой отдала двадцать лет. Так что есть повод окунуться и забыть о пережитых неприятностях.
Команду политиков на этот раз возглавил глава республики Шолбан Кара-оол.
— Ощущение — отличное! — рассказал он всем, как только вышел из проруби.
Его примеру последовал заместитель главы правительства Анатолий Дамба-Хуурак. Он не пропускает крещенской купели уже седьмой год.
— Как же не помнить свое первое погружение?! Это было на протоке у Национального парка. Немного тревожился тогда. Но — ничего со мной не произошло. А вот приятное ощущение — будто заново родился — осталось с тех самых пор.
«Ветеран» среди храбрецов — депутат Верховного Хурала (парламента) РТ Иван Чучев.
— В 2007 году держал фонарь у проруби, — вспомнил он о былых ощущениях, — молитвы же читал и опускал тогда крест в воду отец Вячеслав. Температура воздуха была в ту крещенскую ночь не минус двадцать, как сегодня, а сорок два. Но ничего — решился... Буду окунаться в прорубь и на этот раз.
Освящение воды проходило и на следующее утро. В Свято-Троцкую церковь народ стал подтягиваться с самого утра. В этот день уже шли с пустыми канистрами, бидонами и со стеклянными банками.
— Даже просто чистая вода полез- на для здоровья, это и доктора признают, — рассказывает Нина Андреевна, — а святая — тем более, ее и пить-то надо по маленькому глоточку, с молитвой. Святой воде ничего не делается, и свежей она остается в течение года.
— За святой водой хожу на протяжении сорока лет, еще с родителями приходили на Крещение к Свято-Троицкой церкви, и уносили отсюда несколько стеклянных банок со святой водой, — подключается к разговору Светлана Станиславовна. — Дом окропляем этой водой, пьем ее, когда дела не ладятся. По себе знаю: очень она помогает!
Постоянные прихожанки более конкретны в своем понимании «святой воды».
— Она — как символ духовного и телесного исцеления, эта святая вода, — рассказала после службы в храме Анастасия Гаврилова. — Седьмой год стараюсь не пропускать богослужений в Свято-Троицкой церкви, а потому бываю здесь постоянно. Для православного человека есть правило — каждое утро пить святую воду, съедать просфору и читать молитву. Так делаю я, так делают моя мама и моя сестра. И этому же правилу учим шестерых наших ребятишек, которые фактически выросли в этом храме.
Чин «малого» освящения воды в Свято-Троицкой церкви совершил отец Нил. С утра же он возглавил воскресную литургию в храме, которая в этом году совпала с праздником Крещения, и уже на улице он прочитал специальный молебен на освящение крещенской воды.
Михаил Рудаков