Тувинская правда 12+

Великие и простые

17 апреля 2014
1255

Кызылских театралов продолжают баловать встречами с прекрасным. На этот раз в субботу, 12 апреля, всего один спектакль дали гости из Москвы. На наших подмостках театр «Антреприза» Дарьи Гончаровой представил «Аккомпаниатора». Автор пьесы и постановки — Александр Галин, с ним работал режиссер Сергей Мезенцев. Сплошные положительные эмоции. Не удивительно, что все зрители в зале в финале встали и долго аплодировали прекрасному ансамблю исполнителей и задарили мастеров цветами. Искренний душевный порыв.

А актеры отметили, что наш зритель — тонкий, душевный. Реагирует на события сюжета, чего нет в других городах, с пониманием, участием, сопереживанием и одобрением или осуждением. К нам на заказанном транспорте, с декорациями, восемь человек приехали в субботу же из Саяногорска, переночевали, в воскресенье отправились в Абакан, где вечером вновь играли «Аккомпаниатора». Это притом, что среди лицедеев только один молодой, Александр Гундарев. Он не теряется рядом с тремя народными артистами России, ансамбль — слаженный, каждый игрой попадает 100-процентно в образ. Какие мастера «спустились с Олимпа» в нашу отдаленную провинцию! Лариса Лужина, что четвертого марта отметила 75 лет, Сергей Никоненко, который на днях, 16 апреля, праздновал 73 день рождения, Раиса Рязанова, ей надо готовиться к юбилею 31 октября, дата «круглая» — 70-летие. Они — в тонусе, хотят и любят создавать образы, рады встрече с поклонниками. Дышат полной грудью, живут на подмостках. Сохранить высочайший профессионализм, свежесть и непосредственность в игре, не «забронзоветь» — дорогого стоит. Не халтурят, не отрабатывают номер, а играют в полную мощь недюжинных талантов. Низкий им поклон за такой подарок.

И, наконец, мы по-настоящему увидели и оценили дорогие свето- и звукоаппаратуру, появившиеся в Национальном театре после ремонта. Актеров сопровождали четыре технических работника-профессионала высокого уровня, и продемонстрировали нам возможности новейшего оборудования в полной красе. Хочется надеяться, что наши «цеховики» поучились у столичных коллег.

Правда, про местных артистов этого сказать нельзя: их в зале никто не заметил. (Говорят, один молодой всё-таки появился.) А для них такая возможность (причем бесплатная) — счастливый шанс. Мастер-класс волшебников-мэт-ров — большая и редкая у нас удача. Да и пообщаться с живыми мас­терами сцены — это ли не удача? Ленимся? Или «звездим»? Кстати, гости оказались просты в общении, интеллигентны, не капризны. Без всяких причуд и завышенных требований к размещению в гостинице. Старая гвардия, советской выучки и закалки, настоящие интеллигенты.

Сюжет постановки — про нашу жизнь. Четко выстроен психологически, на нюансах и полутонах, нет никакой крови, стрельбы и убийств. Но смотрится на одном дыхании. Зритель захвачен развитием событий, не скучает, цепко следит за происходящим. Вроде бы история вертится вокруг «вечного» квартирного вопроса, который, как сказал давно классик, нас испортил. Но это только на поверхности.

На самом деле мы, сидящие в зале, видим себя со стороны. Пьеса — про взаимоотношения стариков и молодых, про поклонение золотому тельцу одних и неприятию такой идеологии другими. Про одиночество душевное и игре на этой трагедии пожилых людей дельцов. Причем нет белых и черных тонов, написано и сыграно — тоньше, глубиннее, драматично. Хватает и философии: что же это за страна и общество, где старики не живут, а доживают век?..

Каждый из четырех артистов создает запоминающийся образ. Мастерство мэтров в том, что мы и не замечаем нитей, какими они «ткут» паутину ролей. Жанна Владимировна Кораблева у Ларисы Лужиной — вдова известного человека, пытающаяся держаться в статусе «мадам», но не приспособленная к жизни и быту, даже приготовить себе еду не в состоянии. Светлана Васильевна Сверчкова Раисы Рязановой — простая-препростая цепкая больная тетушка с кошелкой: что на уме, то и на языке, — стоящая горой за справедливость. Изольд Тимофеевич Кукин Сергея Никоненко — эксцентричный любитель женщин, поющий и пьющий, оставивший более десяти детей от легких романов с разными особами, но — философ, знающий жизнь со всех сторон, теневых — тоже.

Пожилые люди в силу разных обстоятельств — обладатели роскошных квартир. Что в них и привлекает Григория, аккомпаниатора хора ветеранов. Он хочет угодить своей второй половине, которой в отношениях с пианистом важны только деньги и материальные блага. Желательно, в больших количествах. А старики могут оставить Грише, который стал для них не только нянькой, но и заменил внимательного сына или близкого человека, очень дорогие квадратные метры. Причем молодой человек выстраивает взаимоотношения со старшими тонко, ухаживая за каждым добросовестно и искренне. Не этакий злодей без каких-либо положительных черт характера. Но цель у него определенная — получить наследство одиноких стариков. Ситуации он видит ясно, просчитывает перспективы на много ходов вперед.

Подопечные аккомпаниатора (хорошо играет не только на рояле, но и на струнах душевных стариков) и осуждают, когда правда всплыла наружу, и… не могут без него. Пенсионеры полюбили, искренне и по-детски привязались к «монстру» — охотнику за наследствами. Он стал им необходим: накормить вкусно — он, поговорить по душам — он, выполнить разные поручения — опять он. А судьбы ранее незнакомых героев пьесы переплелись так, что только чудак Кукин в сопровождении трех гробовщиков хоронил Светлану Васильевну. И как она ни возмущалась, а завещание на роскошное жилье оставила именно Грише…

Кто прав, кто виноват? Нет ни первых, ни вторых. Так и бывает в жизни. Она порой необъяснима. Истина проста: так хочется видеть рядом единомышленника, участливого и понимающего. Много ли надо старикам… А чаще их окружают «акулы», какие есть в бюро похоронных услуг: бизнесменши в килограммах золота только и могут, что предложить оформить предварительный заказ (!) несчастному Изольду Тимофеевичу.

Отношения Гриши с пожилыми людьми — тоже «бизнес». Но так как он делает его с душой (парадоксальность ситуации), старики прикипают к нему всем сердцем. Мало того, благодаря ему старики познакомились, общаются. Значит, не так уж и одиноки. Такая непростая, с виду простенькая, история. Про нас с вами.

Мы не только наслаждались игрой артистов. Мы еще и удивлялись: как они в неюном возрасте просто замечательно выглядят, прекрасно играют? Оказывается, стоит почитать их биографии, найти там ответы: практически каждый сделал себя сам. И выстоял в наших передрягах. Сережа родился в простой семье, жил в коммуналке на Арбате, но с детства поставил цель стать артистом, работал над собой, потому и попал в мастерскую С. Герасимова — Т. Макаровой во ВГИКе, которые привечали только таланты. У них же прошла школу Лариса Лужина. А в страшные годы перестройки Раиса Рязанова сдавала квартиру, подрабатывала извозом. Чтобы выжить и жить. Это же Антонина из оскароносного кино «Москва слезам не верит», получившая за роль Государственную премию в 1981-м! Видимо, талантлива во всем: в 2003-м удостоилась еще и премии «Автоледи».

Сергей Никоненко, несгибаемый честный инспектор ГАИ в одноименном фильме, на этот раз поразил вокалом. Вот это голос! Почему он в прекрасной физической форме, я понимаю. Как-то еще на закате советской поры случайно оказалась осенью на отдыхе в Пицунде в одном с ним заведении. Был прост, скромен, с женой не выделялись, не чудили. Правда, плавал он лучше многих, подолгу и далеко. Как-то случайно увидела: даже в штормящем море окунался, видимо, проверял себя. Супруга терпеливо стояла рядом на берегу, в плаще под прохладным дождем.

Никто из наших любимых и обожаемых артистов не хочет сидеть дома на пенсии. Любят своё дело. Живут на сцене. Много снимаются в кино. Востребованы. Держат себя в форме. И радуют нас общением с великими мастерами сцены. Они — именно такие. Это не преувеличение.

Марина КЕНИН-ЛОПСАН

asdf asdf asdf