Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

«Вечный дозор» Александра Баранмы

24 декабря 2016
1716

В Национальном музее продолжается экспонирование 4-й персональной выставки «Вечный дозор», посвященной 50-летию известного скульптора, камнереза, большого мастера ледовых скульптур Александра Баранмаа.

Открытие выставки состоялось восемнадцатого ноября этого года, на вернисаже которой присутствовали члены творческих союзов, знакомые, одноклассники, коллеги юбиляра. Все они тепло отзывались о творчестве уже зрелого талантливого скульптора и камнереза. На стенах музея можно увидеть более десяти ледовых скульптур, выполненных в цветных фотографиях, репродукции его значительных произведений за последние годы творческой деятельности. В коридоре зала расположены камнерезные, станковые работы, графика и рельеф, посвященный подвигам тувинских добровольцев в годы Великой Отечественной войны.

Александр Баранмаа родился 1 февраля 1966 года в селе Самагалтае Тес-Хемского района Тувинской АССР, затем его семья переехала в село Эрзин. Со школьных лет он стал заниматься в художественном кружке «Чонар-даш», который вел знаменитый камнерез, лауреат Государственной премии Российской Федерации Бригад Санчиевич Дупчур. Б. С. Дупчур заметил настойчивость, с которой юный скульптор добивался завершенности камнерезных фигур, его старание передать не только облик, но и характер изображаемого животного. После окончания средней школы Баранмаа сразу поступает на художественное отделение Кызылского училища искусств, которое с отличием заканчивает в 1989 году живописной дипломной работой «Моорей» («Состязание»). В этом же году он поступает в Красноярский государственный художественный институт им. Сурикова на факультет скульптуры. Во время учебы в КУИ и институте Александр Баранмаа не бросал занятий по камнерезному искусству, начал выставляться на местных и краевых смотрах.

После института в 1995–1999 годах работал в детских дошкольных учреждениях дополнительного образования г. Кызыла. Вел кружки по резьбе из агальматолита и лепке из глины. С 1999 по 2014 год — преподаватель специальных дисциплин на художественном отделении Кызылского училища искусств им. А. Б. Чыргал-оола. В 2005–2008 гг. прошел очную стажировку в творческой мастерской скульптуры Российской Академии художеств в Красноярске, под руководством народного художника России, действительного члена РАХ, академика Ю. П. Ишханова. А свою первую персональную отчетную выставкуорганизовал еще в 1996 году в краеведческом музее имени Алдан-Маадыр. Вторую (2006 г.) и третью (2009 г.) персональные выставки провел в Кызыле в «Доме художника» Союза художников Тувы.

Неожиданным стало увлечение А. Баранмы ледовыми скульптурами. Он побеждает на снежно-ледовых конкурсах по всей России, в том числе в Перми и Красноярске.

С середины 1990-х годов Александр Баранмаа стал участвовать в местных художественных выставках, затем зональных, всероссийских: «Молодые художники Сибири», «Сибирь» Красноярск, Иркутск, Новосибирск, Омск, «Россия», «Ремесла Сибири». Лучшие его работы — это, в основном, каменные извания горных козлов, сарлыков, косуль, сказочных арзыланов. Они отличаются внутренним динамизмом, самобытной трактовкой объема животного, лаконичной и выразительной орнаментацией. В каждой работе автор стремится выразить не только типические повадки зверей, но и их нрав. Художественное своеобразие скульптурного творчества молодой мастер воспринял у камнерезов старшего поколения и продолжал искать новые возможности в трактовке образов животных и композиционных сюжетов.

Интересны его скульптурные изыскания над образами деятелей истории, культуры, сельского хозяйства и науки. А. Баранмаа много времени работал над темой, посвященной знаменитому Эзир-Кара (эрзинскому черному коню), образами тувинцев-аратов: человек-шаман, человек-птица, богатырь, охранник родной земли («Вечный дозор»).

В последнее время А. Баранмаа много времени отдает работе над образами руководителей партизанского движения (бюст С. К. Кочетова), над портретом Донгака Окаанчыка и бюстом добровольца Д. Ч. Дажымбы. Две последних работы выделяются на выставке своими размерами, но в них чувствуется душа автора, любование образами изображенных людей.

Не останавливаться на достигнутом, искать новые пути творческого самовыражения — вот, пожалуй, главное стремление и отличительная черта характера Александра Баранмы. Он расширил свой художественный диапазон успешными попытками возродить другие виды древнего прикладного искусства тувинцев.

В последние годы скульптор активно участвует в общественной жизни Кызыла, пользуется среди коллег-камнерезов и художников неоспоримым уважением и авторитетом, помогает в становлении творчески одарённой молодёжи, для которой стал прекрасным примером для подражания.

Александр Хертек,

искусствовед, заслуженный работник культуры РФ,

старший научный сотрудник отдела культуры, искусства и религии НМ РТ