Тувинская правда 12+

Вано МУРАДЕЛИ: «В тувинском искусстве мне нравится всё!»

13 октября 2018
714

Тувинский национальный ансамбль песни и танца «Саяны» отмечает 50-летие. Эта большая дата говорит о большом творческом пути коллектива, который объездил практически весь мир и прославлял свою малую родину в разных уголках планеты.

…Это было в 1964 году. В Москве в честь 20-летия вхождения республики в состав СССР проходили Дни культуры Тувы. В столицу выехала делегация составом примерно 150 человек: артисты театра, талантливые студенты училища искусств, участники самодеятельности республики.

Министром культуры в то время был Матпа Сумбуевич Хомушку. Прослушивание и отбор проходили на сцене театра. Танцевальные группы отбирали в малом зале театра. Были приглашены воспитанники Н. Б. Тыртык-Кара из Бай-Хаака. В 1964 году они были основным костяком танцевальной группы.

После прослушивания объявили, кто прошел в хор. Из училища — Надежда Красная, я, Светлана Сурун, и Надежда Кошкар-оол. Оюн Торжен-оолович Монгуш, ныне ветеран культуры республики, был еще совсем юным мальчиком. Его привезли из Барума. В Москве ему тогда посчастливилось спеть с молодым, начинающим певцом Иосифом Кобзоном. Когда впоследствии Кобзон приезжал в Туву, Оюн Торжен-оол, уже солидный мужчина, отработавший даже директором нашего музыкально-драматического театра, вышел на сцену и рассказал об этой истории. Они спели вдвоем.

Подготовка к такому ответственному и масштабному мероприятию была очень серьезной. Это не так просто: собрать неподготовленных людей, научить их правильно и красиво петь, одеть в концертные костюмы. Это была огромная работа как организаторов, так и самих артистов.

У нас был очень строгий хормейстер, и мы его все боялись. Все говорил, что вычеркнет нас из списка, и мы не поедем в Москву, поэтому мы вели себя, как мышки. Так мы репетировали каждый день, наверное, месяц или полтора.

Родители не хотели меня отпускать, т. к. считали еще маленькой, мне тогда было всего лишь 17 лет, училась в Кызылском училище искусств. Но я так плакала, хотела даже уйти из дома, что мама уговорила отца. Он все равно ворчал: в такую даль… еще потеряешься в Москве... Сайхо Даржаевна Оюн, которая танцевала, дала отцу слово, что не отпустит меня ни на шаг.

Наконец, настал день, когда на сцене театра мы сдали свое выступление комиссии, а через два дня вылетели в Москву. Там нас поселили в гостинице «Заря». Первый раз в Москве, гостиница большая, и мы, как слепые котята, не отходили от своих руководителей, в том числе от Баада Иргитовича, который пел в хоре, у него был бас, очень низкий голос. Мы его звали Поль Робсон. Он тогда учился в Москве и хорошо знал город.

В день концерта мы так волновались! Но больше, наверное, волновались наши руководители. 16 октября, 19 часов вечера, Кремлевский дворец. Зал полон, свет гаснет, звучит мелодия песни «Родная моя Тува»:

Я пришел к тебе сказать, Россия,

Я пришел сказать тебе, Москва,

Самые сердечные,

самые хорошие слова.

Так открывался концерт вступительным словом композиторов, представляющих культуру национальных республик: Вано Мурадели и Алексея Чыргал-оола.

В глубине сцены — красочное панно, на котором величаво несет свои волны Енисей, голубеют Саянские горы.

На сцене старый аал, но с Октябрьской революцией кончилось господство плети и ремня, феодального гнета над Тувой. Идет праздник, борьба хуреш, отрывок из спектакля «Человек с ружьем». В роли Ленина — Олег Намдараа. Москвичи награждают его аплодисментами. Хор поет «Идет человек дорогой светлой…». Номер тувинской цирковой группы под руководством Владимира Оскал-оола, игра музыкантов на национальных инструментах и, конечно, особый успех мастера горлового пения Максима Дакпая. Его исполнение и удивило, и восхитило зрителей.

К концу концерта оформление сцены меняется: появляется панно с «Центром Азии», звучит здравица «Слова Родине моей».

В концерте также приняли участие наш горловик Ак-оол Кара-Сал, артисты Кара-кыс и Максим Мунзуки, сборные хоровая и танцевальная группы, куда входил Анатолий Огнев, будущий первый балетмейстер, основатель Государственного ансамбля «Саяны». Художественный руководитель концерта — Петр Титов, режиссер концер- та — С. Лаврентьев, главный дирижер — С. Мелик, все — специалисты из Москвы.

На концерте присутствовали руководители правительства Москвы, министр культуры РСФСР А. И. Попов, секретарь Тувинского обкома партии К. С. Шойгу, зам. председателя Совмина А. В. Соколов и Х. А. Анчимаа, министр культуры Тувы М. С. Хомушку.

После концерта на сцену поднялся министр культуры РСФСР А. И. Попов. «Ваше искусство радует, греет душу. Первый концерт в Москве был для вас серьезным экзаменом по мастерству, — обратился он к артистам.

Вано Мурадели, композитор, сказал: «Тувинское искусство — это утренняя роса, чистая, освященная восходящими лучами солнца. Тувинцы больше всего увлечены своими песнями, чем танцами, но им необходимо развивать и то, и другое. Инструментальная музыка у народа старинная. Тувинцы живут в центре Азии, но рядом с профессиональным искусством у них полнокровно идет развитие художественной самодеятельности, о чем свидетельствует концерт в Кремлевском дворце».

Когда у Мурадели спросили, что ему больше всего нравится в тувинском искусстве, он ответил — «ВСЁ»!

После первого торжественного показа мы еще выступали и на других площадках, например, в зале завода «Красная Пресня». В первом отделении выступал Иосиф Кобзон, во втором — артисты из Тувы. Кобзон был совсем молодой, и тогда мы первый раз услышали песню «Черный кот», шушукались между собой: разве бывает такая песня, про котов? Кобзон заходил в нашу гримерку, интересовался, где находится Тува. После его выступления мы видели толпу поклонниц, которые не давали ему проходу, просили автограф.

В честь закрытия Дней тувинской культуры в одном из ресторанов на Красной площади был дан ужин. Мы тогда понятия не имели, что такое «фуршет». Зашли в банкетный зал, столы накрыты, а стульев нет, стоим в сторонке и думаем, что стулья поставить не успели, и когда нас пригласили к столу, и подошли все руководители, мы — тоже вслед за ними: поняли, что, оказывается, так принято. Из окна была видна вся Красная площадь.

После банкета нас повезли на экскурсию по Москве. Вечером, приехав в гостиницу, стали собираться домой. Возвращались поездом. Когда приехали в Абакан, «обалдевшие» от четырех дней пути, нам казалось, что мы уже дома. От Абакана до Кызыла ехали на автобусе. Это сейчас можно добраться за 5–6 часов по хорошей дороге, а тогда она была длинной и долгой, а самое главное, опасной. Поездка занимала где-то 12–15 часов.

По приезде в Кызыл был устроен прием в новом ресторане «Улуг-Хем», Алексей Боктаевич Чыргал-оол сказал тогда С.К.Токе:

— 20 лет назад мы стали гражданами Советского Союза. Наши выступления перед Москвой для нас тоже большой праздник. Впервые в истории мы поднялись на такую высоту культуры Тувы. Мы высоко держали перед Москвой честь тувинского народа. Спасибо за доверие, исполнили все ваши наказы, гостеприимно нас приняла Москва, настроение у артистов отличное, постарались не разочаровать московского зрителя, — так рапортовал Чыргал-оол перед С. К. Токой.

Салчак Калбакхорекович тогда сказал, что недалек тот день, когда мы откроем свою филармонию. Мы тогда не знали, что это такое, и никакого внимания не обратили на его слова. Это был 1964 год, а в 1969-м уже открылась филармония, и ансамбль «Чечек», который был создан годом раньше, стал его основным коллективом.

В последующие десятилетия так же проходили Дни культуры Тувы в Москве, посвященные 30-летию, 40-летию вхождения Тувы в состав СССР. Только в 1994-м году они проходили в самой республике. В новом веке делегация из Тувы вновь выехала в Москву, было это в ноябре 2001 года, и возглавил ее руководитель республики Шериг-оол Дизижикович Ооржак.

Светлана СУРУН,

ветеран ансамбля «Саяны»

asdf asdf asdf