В Доме художника нашей столицы прошла очень интересная персональная выставка «В Туве мои корни» молодой уроженки Кызыла Долааны Даваа.
Она выпускница художественного отделения Детской школы искусств имени Нади Рушевой города Кызыла 2006 года, среди учащихся отделения выделялась целеустремленным взглядом на свою судьбу, на дальнейшее развитие художественных способностей. Недаром её преподаватель К.Х. Нурсат заметил это, посоветовал учиться дальше в более «высоком» учебном заведении, что Долаана и сделала, поступив в Московский академический художественный лицей повышенной степени образования при Российской Академии художеств на отделение архитектуры, который закончила с золотой медалью. Учась в лицее, она выиграла грант мэра города Рима на весенний пленэр в Италии. После этого Даваа успешно поступает в Московский художественный институт им. В. Сурикова, но проучившись год, Долаана поступает в Миланскую академию изящных искусств Брера (Италия).
В экспозиции выставки представлены в основном учебные постановки, выполненные в стенах академического лицея – это натюрморты, написанные акриловыми красками на высоком художественном уровне, пленэрные акварельные зарисовки Санкт-Петербурга, Милана и других городов, особенно, серия линогравюр, которые характеризуют творческий почерк молодой художницы. Всего выставлено 40 работ талантливого автора, они раскрывают поиски творческой манеры, своего индивидуального почерка нашей землячки.
На открытии многие выступающие говорили о таланте художницы, хорошо отзывались о её родителях, высказывались о её будущем, дарили благодарности, подарки. Конечно, автора в этот момент не было, она в Милане работала над магистратским дипломом, после получения которого Долаана станет художником-графиком.
Для большинства студентов художественного отделения Кызылского колледжа искусств были интересны все работы Даваа, кому-то нравились живописные натюрморты, наполненные атрибутами искусства – гипсовые слепки античных героев, вазы, кувшины, материи и многое другое, что связывает художника и его окружающий мир искусства. В стеклянных витринах были выставлены графические работы Даваа, сделанные в период обучения на художественном отделении детской школы искусств и первого периода ученичества в художественном лицее. Для людей сведущих в живописи привлекли внимание постановочные натюрморты с кувшином, с павлиньим пером, с камышом, с женским бюстом, для которых тонкость написания акриловыми красками вызывает восхищение и поражает мастерство кладки тонких мазков. Другим понравились пленэрные зарисовки городов России, Италии, Франции. Они сразу узнаются по характерным обликам и силуэтам известных всему миру зданий. Легкость нанесения акварелью, тонкими линиями темной прорисовки зданий вызывает восхищение мастерством.
По–другому можно воспринимать линогравюры, выполненные с каким-то философским подтекстом, можно привести названия этих графических листов – «Муравейник», «Чужой среди своих», «В метро-1», «В метро-2», «В метро-3», «Открывая утро». В них простое чередование света и тени, контрастов белого и черного, среди которых появляется определенная живописность и некая недосказанность автора о происходящем в текущем мире.
Многие говорили, что Долаану Даваа ждет большое будущее в международном изобразительном искусстве, со временем она может стать наравне с бурятским скульптором, графиком Даши Намдаковым, который теперь известен всему миру. Что будет с молодой художницей после окончания Миланской академии изящных искусств Брера, вернется ли она в Туву, может, останется в Москве, как тувинский скульптор Ондар Байза?..
Но все равно мы будем ждать её в родной Туве.
Александр ХЕРТЕК,
искусствовед, член СХ России, заслуженный работник культуры РФ.