В ближайшие полгода ФКУ Упрдор М-54«Енисей» — ведомство, курирующее федеральную трассу М-54, вероятно, свернет свои полномочия на участке дороги от Кызыла до КПП «Цаган-Толгой». На это недвусмысленно намекнул заместитель руководителя федерального дорожного агентства Игорь Астахов, принявший участие в торжественной церемонии сдачи в эксплуатацию заасфальтированного участка с 1048 по 1068 километр М-54.
— Те гравийные одиннадцать километров до границы с Монголией теперь, можно сказать, находятся под ответственностью «Тываатодора», — заметил Астахов, предваряя церемонию, тем самым и намекнув на скорейшее разрешение ситуации с перераспределением между федеральным и региональным ведомствами дорожного хозяйства региона.
Напомним, что в конце февраля прошлого года федеральными властями с подачи их региональных коллег было принято решение о передаче республиканской дороги А-163 и участка дороги А-162 в федеральное ведение, а отрезок «Кызыл — Эрзин — Цаган-Толгой» автоматически должен лишиться своего федерального статуса. Согласно этому решению, М-54 сразу от Кызыла «повернет» на запад Тувы и в линию границы упрется недалеко от поселка Хандагайты, что почти на двести километров западнее ее изначальной конечной точки. Это было обосновано транспортной оживленностью на дорогах А-162 и А-163, а также тем, что в западных регионах Тувы проживает почти шестьдесят процентов населения. Тем не менее, участок «Кызыл — Цаган-Толгой» де-юре числится в федеральной собственности.
Именно поэтому подрядчик работ — ООО «Восток», начавшее еще в 2009 году «одевать в асфальт» отрезок с 1023 по 1048 километр, продолжит работы и на следующем участке. По словам главного инженера ФКУ Упрдор М-54 «Енисей» Сергея Квашина, несмотря на то, что отрезок дороги с 1048 по 1068 километр по сложности уступает предыдущему, нарядить его в «асфальтовое платье» за чуть более чем полтора года — рекорд.
— Объем проделанных на нем земляных работ был значительно меньше, нежели на предыдущем участке, — отмечает он. — Самая высокая насыпь, которую пришлось сооружать здесь, составляет всего семь метров. Однако даже в масштабах России сроки, в которые уложился подрядчик, можно считать оптимальными.
ООО «Восток» бросило на эрзинский участок все свои ресурсы. Работы, если не брать в расчет техническую остановку в феврале, возникшую по причине лютых морозов, не затихали ни на минуту. Рабочие трудились в две смены.
Отрезок дороги обошелся государству в 1 млрд. 20 млн. рублей, а всего в 45 километров асфальтового полотна с 2011 года было вложено 2 млрд. 250 млн. рублей. Игорь Астахов, увидев все воочию, так же высоко оценил работу подрядчика, заметив, что участок действительно отвечает всем требованиям, касающимся и прочности дорожной одежды, и ровности асфальтового полотна, и элементов обустройства.
— Этими двадцатью километрами асфальта может гордиться не только заказчик с подрядчиком, но и вся Россия, — сказал он, добавив при этом, что общее состоянии М-54 им лично оценивается на «четверку», поскольку на ней все же встречаются участки, которые не отвечают нормативным требованиям и над которыми Упрдору необходимо еще поработать.
Комментируя «перенаправление» М-54, Астахов еще раз выразил надежду на положительное решение этого вопроса. По его словам, «обмен» дорогами между «Тываавтодором» и федеральным ведомством, по имеющейся у него информации, должен состояться 1 января 2015 года.
Антон ПОСОХИН