Тувинская правда 12+

В поисках «золотой середины»

19 сентября 2017
628

Об этом стало известно в ходе заседания Клуба главных редакторов с участием руководителей республиканских СМИ и Главы Тувы Шолбана Кара-оола.

Директор ФГУП ВГТРК ГТРК «Тыва» Андрей Чымба поинтересовался перспективами дорожного строительства:

— Летом во время вашей поездки в Монгун-Тайгинский район Тувы на вашей личной странице появилась фотография с направлением на Кош-Агач в Республике Алтай. И вы написали: хорошо было бы построить туда дорогу. Мы ведь знаем, это целое направление. И еще с переадресацией федеральной трассы М-54 в западную часть республики люди часто стали спрашивать о состоянии дороги Ак-Довурак (Тува) — Абаза (Хакасия). Скажите, пожалуйста, с учетом межрегиональных связей и конкуренции с соседними регионами, эти две дороги, Монгун-Тайга (Тува) — Кош-Агач (Республика Алтай) и Ак-Довурак (Тува) — Абаза (Хакасия), имеют ли вообще перспективы развития?

Глава Тувы Шолбан Кара-оол:

— Сегодня за счет строительства новых дорог мы имеем возможность увеличивать размер бюджетных ассигнований по линии Росавтодора. Финансируются регионы, сумевшие выполнить эту работу в соответствии с данным критерием. Именно так, например, у нас появилась новая дорога к мараловодческому хозяйству в Пий-Хемском районе. Ее ввод позволяет рассчитывать на очередное получение федеральных средств в таком же объеме, а может, и больше. Вот почему отдается предпочтение строительству новых дорожных объектов. Безусловно, жители того же труднодоступного Тере-Хольского района могут обидеться и сказать: при чем тут мараловодческое хозяйство, пусть строят дорогу в нашу сторону. И они будут правы. Но дорога в Тере-Холь уже имеет статус региональной, поэтому не попадает в перечень новых.

Построив новую асфальтовую дорогу до озера Дус-Холь, мы снова смогли защитить средства, которые и были направлены на мараловодческое хозяйство. Озеро Дус-Холь и маралхоз — хозяйствующие субъекты, вложение инвестиций увеличивает их капитализацию и делает более туристически привлекательными. В этом аргумент.

Вы попали в точку по тем дорогам, которые будут иметь самое непосредственное отношение к республике с точки зрения экономического развития.

Если мы будем иметь дорогу хорошего качества по направлению из Ак-Довурака (Тува) в Абазу (Хакасия), то в этом случае выиграет наша западная Тува.

Сегодня, к сожалению, этот участок автомобильной дороги является аварийным, здесь запрещены пассажирские перевозки, невозможны автобусные сообщения. Много мостов в аварийном состоянии, четыре из которых требуют срочного ремонта. Я веду переговоры с моим коллегой, главой Хакасии Виктором Михайловичем Зиминым по вопросу финансирования его регионом данной дороги, ведь преимущественно ею пользуются хакасские предприниматели, которые везут нефтепродукты в Монголию. Кстати, наши предприниматели так и не заняли эту нишу, а вот аскизское предприятие Хакасии сегодня активно занимается транспортировкой нефтепродуктов. На мой взгляд, здесь есть повод для переговоров.

Однако и нашему министерству транспорта с «Тываавтодором» я уже поручал позаниматься дорогой Ак-Довурак — Абаза, поискать инвестиции для улучшения ее состояния.

Но пока они отдают приоритет сельским дорогам. Сейчас, например, мы ведем большое строительство новой асфальтовой дороги в Барун-Хемчикском районе между селами Кызыл-Мажалык и Эрги-Барлык. Это давняя просьба местных жителей.

Но при этом, конечно, нужно понимать: увлекшись новыми дорогами, рискуем забросить уже имеющиеся, состояние которых может ухудшиться. Поэтому нужна «золотая середина», четкое планирование и расчет.

В республиканском Дорожном фонде 800 млн. рублей. Не такие уж и большие деньги, но деньги. Серьезный объем средств высвободился за счет переадресации федеральной трассы М-54 на Кызыл — Чадан — Хандагайты.

В связи с этим важным событием в жизни нашей республики привлекательным становится выход в сторону села Кош-Агач Республики Алтай через Монгун-Тайгинский район Тувы. Есть изыскания, дорожники занимаются вопросами проектирования, считают стоимость дороги.

Там довольно сложные ландшафтные поверхности, труднодоступность осложняет ведение строительных работ, но для нас это очень выгодное, интересное направление. По крайней мере, для жителей Монгун-Тайгинского и Овюрского районов и вообще для западной Тувы  — это выход к большой магистрали, дающей возможность выхода на международный пункт «Ташанта», выход на Республику Алтай и Новосибирскую область. Там срезается целых 300 километров, даже чуть больше. Поэтому желательно бы нам реализовать этот проект. Мы сейчас этим довольно серьезно заняты. Если смотреть дальше, то здесь логически напрашивается дорога из Монгун-Тайги в Бай-Тайгу. Там вдоль реки есть возможность, всего несколько километров, но очень сложных, горных работ.

Дорожная инфраструктура в этих местах открывает возможности электрификации Монгун-Тайгинского района со стороны Бай-Тайги.

Как видите, амбиции большие. Отвечая на ваш вопрос, скажу, что дорога в Абазу для нас остается приоритетом. Мы хотим ее сделать нормальной, связующей дорогой жизни и одновременно закрыть путь бутлегерам и наркоторговцам. Именно поэтому приобрели за счет средств республики передвижной пункт полиции и направили на этот участок. Результаты уже есть. 

asdf asdf asdf