Две аварии с участием пассажирских транспортных средств, в каждой из которых погибли и пострадали люди, случившиеся за минувшее лето на трассе М-54, ставят под сомнение безопасность междугородних пассажироперевозок автомобильным транспортом. Этот вид извоза остается основным способом связи жителей Тувы с «Большой землей».
В миндортрансе Тувы нам заявили, что в настоящий момент ведомство, совместно управлением ГИБДД республики, начало осуществлять тотальный контроль и проверку предпринимателей, осуществляющих заказные междугородние рейсы (те, которые курсируют не по расписанию) на соответствие транспортных средств существующим требованиям и квалификацию водителей. Что же касается регулярных рейсов, выходящих на конкретные маршруты по установленному расписанию, по словам источника в дорожном ведомстве региона, их проверили еще раньше.
Напомним, что девятого июля на трассе М-54 в Балахтинском районе Красноярского края произошло столкновение автобуса «Hyundai» с микроавтобусом «Mercedes». Жертвами аварии стали 11 человек; раненых оказалось девять. А 29 августа в Емельяновском районе произошла новая авария. Водитель «Istana», допустил опрокидывание транспортного средства, в результате чего пострадали 12 человек. Одна женщина погибла.
Если взглянуть на проблему пассажироперевозок автомобильным транспортом шире — в контексте не только нашего региона — то нельзя упускать из внимания и другую аварию, произошедшую 23 июля опять же в Красноярском крае с участием рейсового автобуса, причем принадлежавшего той же компании, что и вышеупомянутый «Hyundai». Новая авария — новые жертвы. По данным краевых СМИ, происшествие унесло жизни 11 человек, пострадали, — 28.
На вопросы, как повысить безопасность автомобильного извоза пассажиров, и в чем причина того, что аварии на межрегиональных трассах происходят с завидной частотой, начальник территориального отдела госавтодорнадзора по РТ Альберт Анчы говорит, что главная причина заключается в том, что законодательство, регламентирующее пассажироизвоз в России, еще до конца не проработано.
— Автобус обычно покупают для коммерческой деятельности — для семьи или просто как личное транспортное средство, он, грубо говоря, не нужен, — комментирует Анчы. — В законодательстве же сейчас существуют достаточно большие бреши, которые позволяют прорваться в отрасль недобросовестным перевозчикам.
Как пояснил Альбер Анчы, речь идет о федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности», уставе автомобильного транспорта, постановлениях правительство №№ 280 и 584. Однако внесения в законодательство изменений требует времени, поэтому Анчы указывает на необходимость регулярных проверок предпринимателей и предприятий, занимающихся пассажироперевозками, с целью выявления нарушений уже существующих норм. Любое нарушение — это риск и угроза для жизни пассажиров, говорят в ведомстве. По его словам, в настоящее время госучреждения, имеющие отношения к контролю перевозок, включая автодорожный надзор и ГИБДД, инициировали ряд внеплановых проверок предприятий, занимающихся перевозками, включая МУП «Благоустройство», Ак-Довуракское пассажирское предприятие и МУП «Кызылское АТП», сегодня находящееся в состоянии банкротства.
Однако основные риски для пассажиров исходят не столько от регулярных рейсовых автобусов, сколько от «бомбил», которые иной раз даже переоборудуют свои транспортные средства, увеличивая количество пассажирских мест. Бывали прецеденты, когда грузовое транспортное средства проходило такой «апгрейд», что превращалось в пассажирское. При любом столкновении такие рассыпаются, как конструктор Lego.
— Мы будем стараться прекращать перевозку таким предпринимателями и против них возбуждать административные производства, — добавляет Альберт Анчы. — Для пресечения дальнейшего правонарушения будем практиковать изъятие вещей и документов до суда. То есть практически выводить такое транспортное средство из эксплуатации.
Исходя из результатов этой практики станет выстраиваться и дальнейшая работа по обеспечению безопасности междугороднего пассажироизвоза. В управлении не исключают даже формирование судебного прецедента, который позволит частично нивелировать существование лазеек в законодательстве.
Также Альберт Анчы указал на то, что 13 июля вышел новый федеральный закон РФ № 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регламентирующий регулярные пассажироперевозки. Он вступит в силу 1 января 2016 года. В ведомстве считают, что этот закон наведет порядок, по крайней мере, в том, что касается регулярных рейсов.
Антон ПОСОХИН