Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

В Клин, к Чайковскому

16 мая 2015
1665

Каждое время выбирает свои ценностные ориентиры. Хотя всегда есть и остаются на века абсолютные шедевры, годы лишь обнажают все в них новые и новые грани. К их числу относится то огромное явление, имя которому — Петр Чайковский.

Седьмое мая весь просвещенный мир отметил 175-летие Петра Ильича. В честь юбилея в Клину, где композитор прожил без малого десять лет, прошли Всероссийская историко-культурная и научно-просветительская конференция и международный музыкальный фестиваль. В списке выступаю- щих — знаменитый дирижер и художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев, его итальянский коллега Риккардо Мути, композитор и дирижер Михаил Плетнев, пианисты Денис Мацуев и Кирилл Герштейн, японская альтистка Томико Акасака и многие другие.

Конференция проводилась два дня в Государственном мемориальном музыкальном музее-заповеднике композитора в Клину. Мне посчастливилось на ней представлять Туву и прикоснуться к удивительному миру большого музыкального искусства, познакомиться с необыкновенно интересными людьми, совершить экскурсию в дом юбиляра, увидеть серию юбилейных выставочных проектов в залах музейного комплекса: «П. И. Чайковский. Симфония «Жизнь», «Музыкальная весна мира» по страницам истории Международного конкурса имени П. И. Чайковского, «Судьба клинского дома П. И. Чайковского в годы Великой Отечественной войны» и др.

С большим интересом все присутствующие узнали об изданиях научных трудов Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П. И. Чайковского: тома 1-4 серии III Академического полного собрания сочинений П. И. Чайковского — совместный проект с Государственным институтом искусствоведения. Хранительница архива П. И.Чайковского доктор искусствоведения Полина Ефимовна Вайдман с большим трепетом и вдохновением совместно с коллегами проделали огромную кропотливую работу, и теперь четыре тома материалов о подлинной жизни композитора стали доступны для изучения.

Кульминацией мероприятия стало выступление Венского филармонического оркестра под управлением Риккардо Мути. В концерте прозвучали произведения «Увертюра в итальянском стиле» Ф. Шу­­берта, «Симфония № 35» В. Моцарта, «Симфония № 5» П. Чайковского. На «бис» был исполнен отрывок из оперы Дж. Верди «Набукко».

Погружаясь в чарующие звуки великих мастеров — композиторов и исполнителей, понимаешь: классическая музыка сегодня не нуждается в популяризации. Скорее, человечество нуждается в ней, в музыке, которая говорит о самом сокровенном для каждого из нас, помогает постичь красоту мира и душу всякого живущего.

Первый международный фестиваль им. П. И. Чайковского совпал с другой великой датой отечественной истории — 70-летием Победы в ВОВ. И это весьма символично. Чайковский на протяжении всей жизни был преданным сыном России. Многие страницы его творчества посвящены памятным и судьбоносным событиям в ее истории. Им созданы марш «Добровольный флот», доход от которого был предназначен на постройку Русского крейсерского флота; торжественная увертюра на освящение Храма Христа Спасителя «1812 год», написанная к дате, которую отмечала вся Россия — юбилею Победы в другой Отечественной войне, 1812 года.

Чайковский откликнулся на события и жертвы, которые понесла Россия в борьбе за освобождение Балканских стран от турецкого владычества, создав «Славянский марш» на народные славянские темы. Он написал знаменитый «Торжественный коронационный марш» и кантату «Москва» к церемонии восшествия на престол императора Александра III, глубоко переживал трагическую гибель Александра II.

Музыкальное и литературное наследие Чайковского насчитывает свыше 400 музыкальных сочинений из числа завершенных и сохранившихся в самых разных жанрах, а также более 150 литературных, среди которых статьи для периодических изданий и словарей, стихи и переводы, учебники и теоретические труды. Огромно и эпистолярное собрание, составляющее около шести тысяч сохранившихся писем к родным, друзьям и коллегам, выдающимся представителям русской и мировой культуры, членам Императорского дома.

Жизнь Чайковского и его творчество составляют неразрывное единство. Его произведения — своего рода лирический дневник. Понять же музыку Чайковского — значит пройти с ним его жизненный путь, его дорогу жизни и стать неизмеримо богаче душой.

Алёна СЕМЁНОВА,

заслуженный работник культуры РТ