Тува встретила Рождество. В ночь с понедельника на вторник в православных храмах республики прошли торжественные богослужения.
В Воскресенском кафедральном соборе Кызыла епископ Кызылский и Тувинский Феофан отслужил литургию. Помогал ему иерей Николай Рябкин, недавно прибывший к нам из Екатеринбургской митрополии и уже назначенный секретарем епархиального управления. В число клириков, отстоявших в эту ночь праздничную службу, вошли ключарь Свято-Троицкой церкви священник Дмитрий Владимиров, алтарник Воскресенского собора иерей Афанасий (Горбунов), два молодых священника-миссионера, назначенных к нам по окончании Белгородской духовной семинарии, а также дьяконы Александр Резниченко и Александр Шваб.
Богослужение состояло из двух частей. Молитвы для Великого повечерия читались до полуночи. С наступлением новых суток была совершена «основная» литургия.
Рождество Христово — один из тринадцати «великих» христианских праздников и по значимостиуступает только Пасхе. В эти зимние дни верующие люди вспоминают об Иосифе Плотнике и о Деве Марии, с которой тот был обручен . Известно, что архангел Гавриил явился к Иосифу во сне и сообщил ему, что Мария была беременна до обручения. «От Духа Святага…родит же Сына» (Мтф. 1:18–23), а Сын будет наречен именем Иисус. В Евангелии от Матвея сообщается, что Мария «родила Сына своего Первенца» в пещере, которая использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды, «и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому чтоне было им места в гостинице» (Лк. 2:1–7). Первыми пришли поклонитсяпастухи. А поскольку на небе была явлена звезда, то к месту рождения Иисуса поспешили волхвы. Они принесли дары — золото, ладан и смирну.
Праздник Рождества отмечается в стенах Воскресенского собора в третий раз. И за это время главный православный храм республики обрел свои традиции. Поскольку в соборе проходят регулярные архиерейские службы, то «неофицальную» и «домашнюю» роль взяла на себя Свято-Троицкая церковь. Под ее опекой теперь оказались, в основном, молодые православные мамаши с их крещенными малыми детьми. В «старую» церковь охотно идут и жители центральной части Кызыла, а также те горожане, которые ценят Свято-Троицкую церковь за те шестьдесят три года молитвы, которые непрерывно возносились в ее стенах. Воскресенский собор полюбился кызылчанам, которые проживают в микрорайонах, расположенных окрест него, а также жителям пригородного поселка Сукпак, восточной части Кызыла и Каа-Хема, поскольку прямо доезжают они до храма на маршрутных такси.
Председатель городского хурала представителей Дина Оюн подошла к началу «основной» литургии. И в ожидании главы республики стала интересоваться тем, как организована деятельность Воскресенского собора, как, к примеру, подбирались певчие для хора и кто поставил всем его солистам голос. Узнать обо всем помогла коллега по хуралу, руководитель Центра русской культуры Вера Лапшакова. В православной общине Тувы она давно стала своим человеком. Тайной поэтому не стал тот факт, что в последний год Воскресенский собор живет без долгов по коммунальным платежам. Епархия сама теперь зарабатывает деньги, и этих средств хватает на то, чтобы содержать приходы, платить их сотрудникам небольшую заработную плату и вести еще активную миссионерскую деятельность.
Кызыл является главным (и единственным пока) престольным городом епархии. А потому глава столицы республики должен опекать — по негласному правилу — все православные храмы города. «Первенство чести» принадлежит главе и в вопросах приветственной речи на православном празднике. Узнав о том, Дина Оюн даже растерялась: ни разу не общалась в своем официальном статусе с прихожанами, как и какие значимые слова говорить в самый канун Рождества?
Положение спас глава республики Шолбан Кара-оол, который прибыл в собор. С ним и заместителем главы правительства Анатолием Дамба-Хуураком председатель городского хурала проследовала на почетное гостевое место по левую сторону от иконостаса.
Шолбан Кара-оол перед началом службы поклонился ковчежку с частицами мощей Матроны Московской. Святыня переехала в Воскресенский собор после декабрьской православной выставки, а двадцатого января отправится из Кызыла в обратный путь, в московский ставропигиальный Покровский женский монастырь.
За те два часа, что продолжалась ночная литургия, глава республики так и не сел на гостевую скамеечку Епископ Феофан даже извинялся потом: много было людей, пожелавших исповедоваться, каждому надо было найти свои слова для утешения, а в итоге с самим богослужением затянули.
— Свою литургию я тоже терпеливо стою, уже на протяжении почти семи лет, — шутя ответил тогда Шолбан Кара-оол.
Тех немногих прихожан, которые отстояли службу до конца, епископ Феофан пригласил для разговения. Стол был накрыт в «архиерейском доме», который находится по соседству с собором. Идти же через двор по морозу не было никакой необходимости, поскольку все гости воспользовались… подземным ходом, который вел от собора. В этой галерее могла бы поместиться небольшая станция метро, настолько добротно и просторно было всё сооружено.
Официальные поздравления главы республики с Рождеством Христовым были опубликованы накануне праздника. Теплые же, «домашние» слова Шолбан Кара-оол нашел для прихожан перед разговением.
— Очень бы хотел, чтобы свой храм был в душе у каждого из нас. И мы могли бы всегда оставаться людьми. Слышать и поддерживать друг друга.
— Вы всегда произносите очень православные слова, — по-доброму заметил епископ Феофан, — особенно тогда, когда говорите о храме души.
Праздник Рождества стал еще одним поводом для того, чтобы возвестить о православии жителям республики. Год назад сфера опеки епархии ограничивалась в основном центральными районами. В нынешнюю рождественскую ночь границы православия раздвинулись, и праздничные службы прошли в небольших общинах Тоора-Хема и Ак-Довурака, где до недавнего времени не удавалось наладить приходскую жизнь.
Михаил РУДАКОВ