Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

В благодарность этой земле

20 октября 2018
577

У маленьких обитателей Центра социальной помощи семье и детям — праздник. В их общем доме по Бай-Хаакской теперь будет интереснее: для ребят там оборудуют швейную мастерскую. Небольшую, но — настоящую. Приюту подарили профессиональное швейное оборудование — всё, что нужно для того, чтобы маленькие ручки научились не просто правильно держать иголку и ножницы, но и — класть ровные машинные строчки, пользоваться оборудованием, которое оценят и профессионалы швейного дела: фирменными машинками, добротным утюгом и отпаривателем. Гладить можно будет на доске, какую увидишь далеко не у каждой хозяюшки. Швейные изделия, вышедшие из-под машинок, — обрабатывать на отличном, дорогом оверлоке. И если это будут предметы одежды, то — моделировать их на настоящем манекене.

Приюту, получившему этот щедрый подарок, теперь придётся как-то под него подстраиваться, чтобы доброе дело принесло пользу.

Подарок социальному учреждению сделала Светлана Власова, директор косметической компании, работающей в Кызыле. По правде говоря, этот благотворительный жест — одна из акций компании, финансирование которой пришло аж из Швеции, по линии действующего там детского фонда. Но, конечно же, каждый подобного рода жест не случаен. За ним — огромная работа конкретного человека, его доброе сердце, желающее помогать, мощная мотивация, настойчивость.

* * *

Светлана — человек приезжий. В 2010 году вместе с мужем, прокурорским работником, они прибыли в Кызыл из Новосибирска. Приехали на полгода, а задержались аж на восемь лет. В одиннадцатый класс ходит сегодня сын Светланы и думает уже только о том, куда бы рвануть после школы. И муж уже оставил прокурорскую службу. А семья всё живёт на съёмной квартире, и Светлана всё не может ответить однозначно, осели ли они здесь насовсем или скоро тронутся обратно.

В Кызыле Светлану знают многие. Одни — как позитивного, никогда не унывающего человека, вечно фонтанирующего идеями, при этом очень эрудированного и весьма успешного. А вместе с тем – глубокого психолога, высокообразованного профессионала. Другие — как медийную персону. Три года она вела авторскую программу «Здоровье — это модно» в региональном эфире телеканала «СТС». В гостях у Светланы то и дело бывали местные духовные лица в бордовых одеждах, которые вместе с телеведущей рассказывали зрителям, из каких компонентов складывается здоровье человека, как его сохранять и укреплять. С Буяном-башкы — в самых тёплых, дружеских, отношениях. Они часто встречаются и подолгу разговаривают; вместе выезжают в горы. В Туве Светлана, сама православная, неожиданно для себя увлеклась буддизмом. Просто вдруг выяснилось, что философия этой религии очень близка и понятна ей.

Интересующаяся всем, ничего не боящаяся, рисковая — в Новосибирске Светлана была успешной бизнес-леди; всё, за что она ни бралась, получалось и процветало. Поэтому в Туве она оказалась не только как жена декабриста, но и по другой причине. Прежний муж пытался отнять у неё ребёнка и делал это самыми радикальными, если не сказать, криминальными, методами. И Тува стала для неё своего рода убежищем, где она смогла спрятаться, обрести, наконец, покой и восстановить душевное здоровье — своё и сына.

Уехать обратно — ну, или куда-нибудь в другое место — Светлана могла бы уже не раз. Но что-то её всё время удерживало. Что-то как будто говорило: рано; ты ещё не узнала здесь всё то, что должна узнать.

Поинтересоваться тем, что такое буддизм, Светлана посчитала вполне естественным: коли ты ступила на буддийскую землю, то сделать это надо хотя бы из уважения к этой земле, к людям, исповедующим желтую религию. Она принялась разматывать клубочек этого нового для неё знания, и события посыпались вдруг одно за другим. Опыт тележурналистики, многочисленные знакомства и встречи, масса озарений и, наконец, — интервью с далай-ламой XIV, которое она привезла из Индии. Эта встреча теперь — самое яркое, самое дорогое впечатление в её жизни. Светлана с горящими глазами рассказывает, как ей удалось заполучить те драгоценные тридцать минут общения с буддийским главой. Какой он, далай-лама XIV, простой и весёлый, какая вселенская мудрость заключена в каждом его слове. До сих пор она рассказывает — и не до конца верит, что это всё случилось именно с ней. Но с момента той встречи, которая далась ей ценою долгой аналитической работы и череды неприятностей, она каждый день повторяет, как мантру, своё самое горячее желание: научиться принимать мир, видеть его, слышать и чувствовать так, как это получается у Далай-ламы XIV. Это, считает Светлана, высшая мудрость, к которой надо стремиться. А неприятности, которые пришлось пережить, научили ее многому.

— Я вообще понимаю, что расту в те моменты, когда переживаю неприятности, — замечает она. — После них обязательно случается что-то хорошее. Может, потому что я во всех неприятностях стараюсь видеть возможности? «Кризис» в китайском языке — это трудность и возможность. Если возникает трудность, ищи возможность стать лучше.

— Светлана, так почему же вы всё-таки остались здесь? Что зацепило? — не унимаюсь я.

Моя собеседница задумывается.

— Да, были два серьёзных события, которые стали решающими в нужный момент. Конечно, всё равно это чужая религия и всё такое… А тут как-то звонит Буян-башкы и говорит: вот, в ДНТ какой-то лама приехал, придите послушайте. И я, человек не религиозный, — идти как-то совсем не хотелось, а отказаться было неудобно, — отправила туда мужа. Ну, а муж вдруг звонит оттуда: приходи, говорит, тут такое рассказывают — очень интересно. Я заинтригована — бегу. А я в своё время занималась в новосибирском рериховском обществе. И знала одну вещь: что если всю мудрость, заключённую в лучших книгах, сложить компактно, то получится один текст, который существует на земле. Это «Сутра сердца». Всё знание человечества заключено в этом тексте. На одной странице. А если его ещё свернуть, то будет Ом мани падме хум. А если ещё свернуть — будет Ом. Или О. Я пыталась читать эту сутру, зная, что это ценная вещь, но ничего не поняла. Ничего.

В общем, я захожу в ДНТ — а там, представьте себе, стоит преподаватель физики Гарварда и объясняет «Сутру сердца». То, что я несколько десятков лет пыталась понять, он стоит и рассказывает человеческим языком.

В перерыве я подбегаю к башкы и прошу организовать мне встречу. Тот даже не спросил, зачем. Привёл. Я говорю: у вас сидит целый зал народу, половина которого… спит. Они не слушают! А вы говорите такие важные вещи… и этого никто не записывает. Пожалуйста, разрешите мне записать фильм?

И он согласился. Я — домой за камерой, и мы с мужем сняли любительский фильм. Все мы хотим счастья, никто не хочет страдать. И в нём очень понятно, чётко говорится, как удержать счастье, как его сохранить, как дать другому. Этот фильм есть в свободном доступе. Живёт он на Ютубе, называется «Счастье — это». Это был первый момент, который меня здесь зацепил.

К вам пришёл ответ на вопрос, который тянулся издалека.

— Двадцать лет тянулся! Я его уже давно отпустила. И про второй момент.

Снова Буян-башкы сообщает: вот, приезжает некий Роберт Турман. Ну ладно, думаю, схожу. Отказать неудобно. Да и у меня ведь была камера, с которой я везде ходила. И я задала Турману какой-то простой, самый стандартный вопрос. И он на него ответил так, что я растерялась.

Я приехал в Туву, говорит он, для того, чтобы тувинцы научили мир жить счастливо.

Надо сказать, что Роберт Турман входит в 25 самых влиятельных людей Америки. Он был монахом, но снял с себя обет, а это страшнейшее преступление, которое не прощают. Но далай-лама сказал ему: когда ты снял с себя монашеские одежды, ты стал продвигать буддизм гораздо лучше, чем когда был в них. Такие слова дорогого стоят.

И этот человек высказывает мысль, которая поразила меня до глубины души.

Я — за ним с камерой, как хвост. И когда мы приехали в ТувГУ к учёным, он дал пояснение. Ответ на мой немой запрос.

Он сказал так: буддизм — это три этажа. Первый этаж — это знания. Второй — критика. Третий — вера. В Туве нет знания: люди не знают буддизм. Критики нет. А вера, настоящая, возникает только тогда, когда мы критически относимся к знанию. Как ювелир проверяет золото, так и мы должны проверять эти знания.

И добавляет: я приехал найти людей, которые эти знания будут нести. Такова моя задача. И я подумала: боже, как интересно! Я сейчас возглавлю это движение, ко мне все присоединятся. Это же прекрасная миссия!

Вот и программа для СТС потом возникла из этих идей Роберта Турмана.

Я была очень взволнована, думала, что ко мне сразу все присоединятся, — а меня, честно говоря, никто не поддержал. И тогда, в какой-то момент, я решила уехать. Ну и ладно, думала я. Здесь мы всё уже закончили.

А потом вдруг меня осенило: нет, я не права. Во мне Турман нашёл человека, который загорелся его идеей, и значит, он не зря приезжал. Как я могу его предать?

Пусть его никто не услышал — я же услышала.

Так и возникла эта программа. Это тоже было такое моё подношение, как и фильм о счастье…

Подношение…

— Не знаю, как это назвать по-другому. Это плата за то, что меня спрятала республика. За то, что я смогла своего ребёнка отвоевать. Мои передачи, фильмы, которые можно найти в свободном доступе и которые содержат очень ценную информацию, это как дар, подношение. Я хотела отблагодарить эту землю, это пространство, в котором я смогла решить очень сложную задачу. Пусть они не перевернут мир одномоментно, но если хоть у кого-то будет задет даже маленький краешек души, а кто-то, может, тоже, как я, услышит в них ответ на какой-то свой очень важный вопрос, — это уже победа. Значит, я не зря пережила всё то, что пережила. Есть польза от моего опыта и от того, что я делаю.

— Светлана, а благотворительностью раньше вы не занимались?

— Вот такой — нет. Это впервые. Идея пришла не просто дать детям еду, которую они съедят и забудут, или игрушку, в которую они поиграют и сломают, — а дать им шанс в будущем за что-то зацепиться. Чтобы у них был какой-то опыт, какой-то навык, чтобы в трудной ситуации они могли что-то сшить себе, своему ребёнку. Или на продажу. Может быть, кому-то это поможет потом выжить, кто-то не пойдёт по наклонной. Это только шанс. Задача — не научить их шить, а выдернуть их из другого, деструктивного, пространства… Я просто хочу немножко улучшить этот мир так, как вижу это я.

* * *

…Передавали оборудование приюту торжественно. Для детей устроили настоящий праздник с конкурсами, песнями и танцами, аниматорами, мыльными пузырями. На мастер-классах ребятишкам показали, как из простого подручного материала мастерятся прекрасные вещицы. На празднике побывали и другие гости — младшеклашки из школы №15, воспитанники детских садов. Выступал и Буян-башкы, который заострил внимание малышей на том, что любому самому прекрасному делу можно научиться. А руководитель приюта Орланмаа Сарыглар, принимавшая дары, сообщила, что в их учреждении есть такой кабинет, швейный класс, где всё готово к приёму нового оборудования. Есть и специальный педагог — инструктор по труду, который с радостью возьмётся обучать ребятишек такому интересному и очень полезному швейному делу.

Виктория КОНДРАШОВА