Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Успешный выпускник и толковый профессионал

13 декабря 2016
1370

На августовском совещании педагогического сообщества глава Тувы Шолбан Кара-оол фактически дал старт проекту «Эффективная школа. Успешный выпускник». О его целях и задачах нашему корреспонденту рассказала заместитель министра образования и науки Тувы Елена Хардикова.

— Елена Викторовна, обозначились ли контуры этого масштабного проекта?

— Уже на августовском совещании учителей, где присутствовали представители образовательных учреждений со всех районов республики, глава Тувы Шолбан Кара-оол сформулировал задачи, которые нам всем необходимо решать. В частности, сделал акцент на том, чтобы наш ученик, наш выпускник был максимально подготовлен к сдаче ЕГЭ, к жизни, стал более конкурентоспособным.

Министр образования и науки республики Татьяна Санчаа, подхватив идею, озвученную Шолбаном Кара-оолом, определила на текущий учебный год новые задачи, решение которых будет сконцентрировано в проекте под рабочим названием «Эффективная школа. Успешный ученик». Цель проекта –повышение конкурентоспособности нашего выпускника при продолжении образовательной траектории в средних и высших образовательных учреждениях.

— Известно, что у проекта сегодня изменилось название. Оно стало короче — «Успешный выпускник», а сам проект разбит на два подпроекта...

— Совершенно верно, в процессе работы над проектом дорожной картой мы приняли решение сделать название короче, более сжатым и информативным. То есть, само название указывает на цель проекта, его результаты, к которым мы должны прийти.

Действительно, проект теперь разделен на два направления. Первый подпроект — «С аттестатом в будущее». Все мы знаем, что аттестат — это очень важный, стартовый документ об образовании. Без него возможности самореализации юношей и девушек резко ограничиваются. Отсюда и первая задача школы: из ее стен каждый ребенок должен выйти с аттестатом.

Подпроект призван поддержать школы, которые по разным причинам: социальным, экономическим, территориальным, оказываются в невыгодных условиях, отсюда и низкие результаты. Вообще-то, такой проект есть на федеральном уровне, он будет запущен с 2017 года. Мы сейчас готовимся участвовать в этой программе, надеемся победить в конкурсе на федеральную поддержку, но ждать его результатов не намерены: запустили свой подпроект, рассчитанный на один год, с начала учебного года.

Мы выбрали 56 школ, и с каждой школой, с каждым выпускником ведется точечная, конкретная работа. При этом внимание сконцентрировано на работе с учителем, так как именно он дает знания ученикам. Педагогу, чтобы он был вооружен, мог плодотворно, результативно готовить своих выпускников к будущей жизни, даются новые методики, новые, современные подходы. Вот таким выглядит первый подпроект «С аттестатом в будущее».

Второй подпроект называется «От профильной школы — к профильному вузу». Он предполагает параллельно другой, очень важный спектр работы: для продолжения образовательной траектории выпускника необходим не только документ об образовании, но и погружение в профильные предметы, в профильное образование для получения выбранной ребенком специальности.

И здесь мы решили построить работу следующим образом. Сначала определили школы, которые на протяжении многих лет показывают стабильно очень хорошие результаты — мы их назвали базовыми школами или региональными инновационными площадками. Эти образовательные учреждения берут шефство над рядом школ республики, и также, как и в первом подпроекте, через обучение учителя, через вооружение его новыми подходами и методиками двигаются к достижению поставленной цели.

В число базовых площадок включены Гослицей РТ, Агролицей, лицей №15, гимназия №5 и Республиканский лицей-интернат. Уже определены 33 школы республики, которые реализуют принцип профильного обучения в старших классах. Образовательные организации сгруппированы по 6–7 школ, с ними и будут работать наши базовые площадки. Задача — в каждой школе точечно и конкретно работать с выпускниками по выбранным профилям. Затем оказывается помощь учителю, а учитель в свою очередь подготовит своего выпускника так, чтобы тот смог поступить в престижный вуз, хорошо в нем в дальнейшем учиться, стать отличным специалистом и вернуться в родную республику.

— Вы сказали, что в первую очередь ведется работа с учителями, а какого формата это обучение?

— Это формат обмена опытом, вооружение предметными технологиями. Причем, не типовыми, а отработанными в наших тувинских реалиях. Основываясь на них, мы разработали пакет нормативных документов. Мы их называем кейсами.

Например, кейс для директора школы. Руководители меняются, появились мужчины-руководители, которым нужны не только курсы повышения квалификации, но и помощь — методическая, практическая. В этих кейсах собрана вся нормативная база по организации процесса в школе, работы с учителями, учениками, с родителями.

Такой же кейс разработан для заместителей директоров по учебной и воспитательной работе. В этом году мы разработали такой портфель для учителей русского языка и математики. Все эти пакеты документов и методик были презентованы на августовском совещании, в республике сегодня по ним уже работают. Конечно, есть еще какие-то рекомендации, предложения, которые по ходу высказываются, мы их учитываем. Но, подчеркну, это уже единые нормативные документы, которыми пользуется учитель и администратор для выстраивания единого образовательного пространства.

Кроме того, в рамках этого проекта мы не только вооружаем методикой. Понятно, что некоторые школы нужно поддержать и с материально-технической стороны. Поэтому в сентябре был проведен конкурс между школами. По его итогам 22 образовательные организации, проанализировавшие свои проблемы и предложившие оптимальные пути их решения, в том числе и для улучшения качества обучения, получат в ближайшее время дополнительное оборудование, которое позволит поднять их техвооружение до уровня и комплектации базовых школ. Для того чтобы обучать детей по единым методикам, нужна и единая техническая среда в школах, и единое программное обеспечение.

— Что конкретно даст нам реализация проекта? Есть ли какие-то конкретные цифры, обозначающие конечную его цель?

— Разумеется. Это прежде все-го — стопроцентная успеваемость. Абсолютно все выпускники должны стать обладателями аттестатов, достойными этого документа школ.

Второе — повышение среднего балла по предметам по выбору. Это конкретные показатели, на которые мы и ориентируемся. В перспективе предполагаем продлить сроки реализации проекта до двух лет — с дополнительным расширением сети школ в рамках этого проекта.

Саяна ЦОЙ