Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Уроженец Улала

5 сентября 2015
1981

Имя талантливого, самобытного алтайского художника Григория Ивановича Чорос-Гуркина в Туве известно немногим, разве что истым любителям живописи, да тем, кто успел посетить передвижную вы­ставку картин, привезенную с родины художника, Горного Алтая, и посвященную его юбилею, 145-летию со дня рождения.

Между тем несколько лет жизни художник провел в Туве и посвятил ей, ее великолепной природе около сотни своих полотен.

Но прежде чем рассказать об этом периоде жизни и творчества художника, обратимся к его биографии. Григорий Иванович Гуркин родился 12 января 1870 года в Улале, ныне это город Горно-Алтайск, в семье потомков теленгитского хана Коная, представителя рода чорос, который позднее Гуркин сделает частью своей фамилии.

Его семья была православной, поэтому в 1878 году его отдали в школу иконописи Алтайской духовной миссии, затем работал учителем в школе, продолжая заниматься художественным творчеством. В это время и произошло его знакомство с А. В. Анохиным, собирателем алтайского фольклора, который подтолкнул его к мысли продолжить обучение художественному ремеслу в Московской академии. В академию поступить не удалось, зато его взял в ученики прославленный русский пейзажист Шишкин, которому Гуркин некоторое время подражал, но очень скоро нашел собственный путь, работая над пейзажами родного Алтая.

За десятилетие (1905–1915 г.г.) Гуркиным созданы такие произведения, как «Катунь весной», «Озеро в Лаже», «Хан Алтай», «Каракол», «Корона Катуни», «Озеро горных духов» (на снимке) и многие другие, которые получили очень высокую оценку на персональной выставке художника, организованной в городе Томске талантливым ученым-просветителем Григорием Потаниным. Объездив с этой выставкой всю Сибирь, Гуркин стал признанным классиком сибирской живописи.

Важным периодом в жизни и творчестве Гуркина были революционные годы, когда создается государственное образование алтайцев Каракорум — Алтайская окружная управа, председателем которой становится художник.

Как известно, в 1919 году, во время установления в Сибири Временного Сибирского правительства адмирала Колчака, Г. И. Гуркин по доносу сотрудников Каракорумской управы, председателем которой он являлся, был арестован и некоторое время провел в Бийской тюрьме. Его обвиняли в сепаратизме, в том, что он против русских и т. д.

После освобождения, которое могло произойти по нескольким причинам (об этом, вероятно, есть специальные исследования), очень быстро, упаковав самое драгоценное, что у него было — это, естественно, картины, взяв из школы в Улале младших сыновей, он конным караваном отправился в Монголию, прекрасно понимая, как опасно в это время оставаться на Родине.

По воспоминаниям его сына Геннадия, на границе с Урянхайским краем отца задержали урянхайцы и продержали у себя до самой весны, едва не убив. Весной Гуркин воссоединился с сыновьями и, наняв несколько верблюдов, поехал в глубь Монголии, в Улангом, а затем — в затерянное в горах местечко Улясы, где можно было добыть пищу, охотясь на диких зверей и найти дрова, чтобы не замерзнуть от холода. Это делали сыновья, сам Григорий Иванович не терял времени даром — продолжал заниматься живописью, используя захваченные с собой холсты и краску.

Осенью 1921 года в Улангоме появился сводный отряд красных партизан под командованием Сергея Кочетова и председателя Военного Совета Иннокентия Сафьянова, с которыми семья Гуркиных решила выехать из Монголии в Туву. Вместе с ними выехал русский колонист в Монголии Алексей Бурдуков, в будущем известный ученый-востоковед, который через год , когда Гуркина вновь арестуют, теперь уже в Туве, по подозрению в его связи с белым генералом Кайгородовым, будет писать Иннокентию Сафьянову: «Должен сказать, что не знаю его деятельности на Алтае, но с приходом в Монголию он жил, очень нуждаясь, и ни в каких авантюрах Кайгородова не принимал участия. В беседах он выражал лишь одну заботу, как ему сохранить от гибели его картины, которые он бережно провез через все горные тропы и хранил их, как свой единственный глаз».

Когда невиновность Григория Ивановича была доказана, он возвращается к сыновьям, которые в это время находились в селе Атамановке, куда семья прибыла еще в октябре 1921 года.

Это село в Туве сейчас носит имя командира партизанского отряда Кочетова. Работали в местной школе учителями, потом, по воспоминаниям его сына Геннадия, когда красные разбили армию генерала Бакича, учителями назначили военнопленных. А семья Гуркиных для того, чтобы приобрести средства к существованию, занималась крашением дуг и т. д.

В 1923 году Гуркины переезжают в город Красный (Кызыл), где получают более достойную работу: пишут декорации для постановок в Народном доме, по заказу министерства торговли делают экономическую картограмму Урянхайского края.

Очевидно, в это время Григорий Иванович познакомился и подружился с семьей Михаила Сафьянова, работавшего в то время в Красном торговым представителем.

И, несомненно, Михаил Георгиевич, как мог, помогал алтайскому художнику и его семье выжить в те нелегкие времена, находя для них государственные заказы, такие как эскиз диорамы Танну-Тувинской республики и экономическую картограмму Урянхайского края.

Очевидно, в благодарность за эту помощь он дарит семье Сафьяновых четыре своих прекрасных пейзажа, написанных именно здесь, в Туве. А одну картину он пишет по заказу Михаила Георгиевича.

Впервые эти картины я увидела в конце девяностых годов прошлого столетия, посетив московскую квартиру семьи Сафьяновых-Гмошинских, где жила тогда Вера Михайловна Сафьянова, дочь Михаила и Марии Васильевны Сафьяновых.

Пять великолепных картин с видами Тувы, которые были узнаваемы с первого взгляда, украшали стены кабинета и прихожей. На вопрос, как живопись знаменитого алтайского художника попала в московскую квартиру, Вера Михайловна ответила: «Мои родители до 1926 года жили в Туве, в Кызыле, где я и родилась. Папа тогда был торгпредом. В эти же годы там жил в эмиграции Чорос-Гуркин. Он дружил с моими родителями. Все эти картины он написал в Туве и подарил своим друзьям — маме и папе. Вот на этом полотне он изобразил любимого коня моей мамы Ветерка, которого подарил ей Иннокентий Георгиевич Сафьянов, брат папы. На этом Ветерке мама изъездила всю Туву, они с папой очень любили путешествовать. Картина так и называется «Конь по имени Ветерок». А это тувинское святилище «Оваа». Здесь вы, вероятно, узнаете Енисей, а вот вид на горное озеро. А здесь изображен мощный тувинский кедр.

Для меня эти картины дороги не только как память о моих родителях и их друге, знаменитом алтайском художнике, но еще и как связь с Тувой, моей далекой родиной, где я появилась на свет в 1924 году».

Иван Всеволодович, сын Веры Михайловны и внук Михаила Георгиевича Сафьяновых, в письме с ответом на мою просьбе рассказать, что он знает об этих работах еще, добавил. Что картину «Конь по имени Ветерок» Чорос-Гуркин написал по заказу Михаила Георгиевича как подарок жене, Марии Васильевне Сафьяновой, ко дню рождения. Эта работа сделана на холсте, остальные — на клеёнке, очевидно, в Туве достать холст в то время было непросто.

Можно еще предположить, что некоторые из подаренных Гуркиным семье Сафьяновых картин были копийными. Например, «Обо на перевале». Вот как описывается подлинник этой картины в книге Эдокова «Возвращение мастера»: «Обо на перевале» (1924 г.) отличается исключительным мастерством выполнения. Картина написана чистыми, прозрачными, как бы звенящими, красками. Может быть, именно в этом полотне художнику удалось наиболее полно выразить свое чувство, свое представление о природе страны, в которой ему пришлось провести четыре года жизни.

На картине изображен перевал — небольшая плоская поляна на вершине горы. На первом плане — невысокий курган, сложенный из серых камней, на нем укреплены палки с разноцветными лентами. Но не жертвенник является основной темой картины. Главное здесь — открывшийся с перевала пейзаж: растворившаяся в синей дымке древняя, сказочная по красоте страна синих гор с ее густыми, бескрайними лесами, могучими реками, тихими, задумчивыми глазами озер. Огромным поэтическим чувством пронизано это полотно».

Всего в Туве Гуркиным сделано около сотни изображений тувинского пейзажа, и большинство из них можно поделить на несколько тематических циклов, два из которых наиболее часто встречающиеся, это: «Озера Тувы» и «Енисей». Работы из этих циклов есть в небольшой коллекции семьи Сафьяновых.

Несколько слов об этой семье. Михаил Георгиевич Сафьянов, сын известного в Туве и Сибири золотопромышленника, купца 1 гильдии Георгия Павловича Сафьянова. Закончил в Петербурге университет, филологический факультет, редактор минусинской газеты «Известия» (1917 г.), много писал о Туве под псевдонимом Кайский. Работал до 1926 года торгпредом РСФСР в Туве, затем, с переездом в Москву, преподавал в Московском авиационном институте. В 1936 году был арестован и расстрелян. В 1956 году реабилитирован за отсутствием состава преступления. Мария Васильевна Сафьянова, урожденная Михайловская — супруга М. Г. Сафьянова, работала в Красном учительницей младших классов, затем в Москве преподавала в системе партийного политпросвещения. Также подверглась репрессиям.

Вера Михайловна Сафьянова — доктор биологических наук, член ВОЗ, автор многих научных раз­работок и статей по паразитарным системам лейшманий и лейшма­ниоза. (1924–2009 г.г.).

Еще одну картину Гуркина я видела в детстве у моей двоюродной прабабушки, Аграфены Гри­горьевны Елькиной. У нее художник столовался, когда жил в Кызыле, и в благодарность подарил картину, копию его знаменитого «Кедра». Где сейчас эта работа — неизвестно.

В 1925 году Григорий Иванович возвратился на Родину, где ему были устроены две выставки: сначала в Новосибирске, а затем в Москве, где свой восторг творчеством самобытного алтайца высказал нарком просвещения Луначарский.

В 1937 году художник был арестован и расстрелян по обвинению в организации подпольной националистической группы. Реабилитирован посмертно в 1956 году.

В июне в Горно-Алтайске, в музее имени Анохина, прошла научно-практическая конференция, посвященная юбилею знаменитого земляка. На нее собрались сотрудники музеев Сибири, Москвы, Самары, Елабуги, где имеется музей Шишкина, учителя Чорос-Гуркина. Туву представляли заведующий филиалом Национального музея из села Кызыл-Мажалыка Биче-оол Майны и автор этих строк.

Татьяна ВЕРЕЩАГИНА