Так получалось, что когда в СМИ шла речь о реформировании российской школы, то обсуждались самые различные вопросы. Вот и конец прошедшего учебного года прошёл в «разборках» по ЕГЭ. А в новом — проблемы единой школьной формы, преподавания русского языка. Сегодня выясняется, что и истории мы не той учим! Я же хочу поговорить об учебном предмете «Технология», вокруг которого не кипят педагогические страсти, не шумят родители. Его нет в перечне выпускных экзаменов, но значение его для будущей взрослой жизни школьника трудно переоценить!
В конце 2010 года был утверждён Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС). Стандарты второго поколения внесли изменения и в программы по предмету «Технология». Теперь они и называются иначе: в 1–4 классах — «Трудовое обучение», в 5–9 — «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии», в 10–11 — «Технологии профильного уровня». И хотя из названия направлений видно, для кого они предназначены, в характеристике учебного предмета для учащихся 5–9 классов есть пояснение: «ВЫБОР направления не должен проводиться по половому признаку». Думаю, что это своего рода реверанс в сторону «равноправия полов»! Ни один из опрошенных мною учителей со стажем не смог припомнить случая, чтобы мальчики вместо уроков технического труда посещали уроки домоводства. Хотя, возможно, единичные случаи были, но это, скорее, исключение, которое подтверждает правило. А по сути, технология — единственный предмет, который дает возможность раздельного, а значит, и целенаправленного, трудового воспитания девочек и мальчиков.
Сейчас в обществе активно обсуждаются вопросы гендерного воспитания. Суть его сводится к тому, чтобы вырастить из мальчика мужчину, который был бы и главным добытчиком в семье, и при этом не перекладывал на женские плечи воспитание детей. Ну, а женщины, в свою очередь, не становились бы существами вне пола. На мой взгляд, уроки технологии, могут достаточно эффективно служить достижению этих целей. Стандарт принят, в стране идёт апробация примерных программ в 5–6 классах. На будущий год дойдёт очередь до семиклассников.
Учителя технологии нашего образовательного учреждения Владимир Ткаченко и Вера Аг-оол тоже работают по этим программам с мальчиками и девочками из школы № 7. Присмотрелся к программам и сделал вывод: больших изменений в них нет. В новых учебниках есть даже фамилии прежних авторов. Это уже залог преемственности! У пятиклассников во введении — обращение к ним. Авторы нацеливают детей на серьёзную работу с УЧЕБНИКОМ, на то, что он поможет им в изучении основ технологии, напоминают, что технология — «наука о мастерстве», рассказывают, чем они будут заниматься в этом учебном году. Говорят о том, что уже в начальной школе они занимались проектной деятельностью, теперь же ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ (ТП) будет завершать изучение отдельных тем и даже года! Поэтому первый параграф учебника так и называется: «Что такое творческие проекты».
В беседе со мной учителя подчёркивают, что в изучении предмета, в отличие от прежних методик, делается акцент на САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ работу во всем, начиная с учебника. Как пример, у мальчиков уже первый параграф заканчивается вопросами-заданиями: какое изделие планируешь выбрать в качестве творческого проекта; какими достоинствами будет обладать твоё проектное задание; к каким источникам информации ты обратишься при выборе творческого проекта. Для ответа на вопросы ему придётся полистать страницы учебника (в конце его есть банк ТП), выйти в Интернет, посоветоваться с родителями, т.к. значительную часть изделия он будет выполнять дома. Это значит, если у ученика нет учебника, под вопросом его успеваемость по предмету, а в в прошлом году его получили не все пятиклассники. Не дошла до наших детей и рабочая тетрадь, а потому учитель вынужден отрывать время урока на записи в обычной тетради.
Сам учебник — выше всяческих похвал. Хороший переплёт, цветные иллюстрации. Приятно подержать в руках. Хочется поработать и инструментами, иллюстрации которых размещены в учебнике. У мальчиков первый большой раздел — технология ручной обработки древесины, и после небольшой темы по обработке материалов — защита ТП «Стульчик для отдыха на природе». А до этого — отработка приемов: разметка, пиление, строгание, сверление, соединение деталей, отделка изделий из древесины. Всё это — практическая работа. Черчение в школах не преподается, поэтому в начале раздела изучается тема: «Графическое изображение деталей и изделий». Следующий раздел — технология ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов. И опять отработка приёмов, но уже с металлом.
А последний раздел — технология домашнего хозяйства. Мальчики знакомятся с интерьером жилого помещения, эстетикой и экологией жилища, технологией ухода за помещением, одеждой и обувью.
В шестом классе расширяются требования к ТП, к нему добавляется техническое (проектное) задание. В обработке древесины уже используется токарный станок, расширяется круг операций в обработке металла и искусственных материалов. Особо интересен и привлекателен раздел «Технология домашнего хозяйства». Как часто в семье возникают проблемы из-за неумения выполнить простые операции: крепление на кирпичной или бетонной стене, штукатурку, оклейку обоями, простейший ремонт сантехники и т.п. Этому научат уже в 6-м классе. Учебников для семиклассников у нас пока нет, но в программу заложены технологии машинной обработки, знакомство с токарно-винторезным и фрезерным станками.
Технологии домашнего хозяйства познакомят с различными видами покрытий полов, со способами утепления жилья на зиму, системами энерго- и теплоснбжения, водопровода и канализации. Есть для мальчиков и тема «Бюджет семьи», а вот для девочек нет?! Конечно, учитель-мужчина не преминет сказать о роли отца в семье. И вокруг этого может состояться серьёзный разговор, который запомнится подростку на всю жизнь! Большое место в программе отводится разделам: «Электротехника», «Безопасные условия труда» и «Профориентация».
Новая учебная программа по направлению «Технология ведения дома» тоже не претерпела больших изменений. Первые параграфы у пятиклассниц, так же, как в учебниках для мальчиков, посвящены творческому проекту. Первый большой раздел — «Интерьер и планировка кухни-столовой». Всё логично — прежде, чем учиться готовить пищу, надо познакомиться, где это делать и где употреблять! По аналогии, в 6-м классе девочки изучают уже «Интерьер жилого дома»: планирование, декоративное оформление, комнатные растения. После чего выполняют ТП. Далее идут разделы «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов» и «Художественные ремёсла». Это как в 5-х, так и в 6-х классах. В 7 классе завершится обучение по «Технологии ведения дома», и маленькие хозяюшки получат знания об интерьере дома, умения и навыки в приготовлении пищи и технологии изготовления швейных изделий.
Надеюсь, что в общих чертах, как строится программа по «Технологии», исключая направление «Сельскохозяйственные технологии», я обрисовал. Но посещение уроков, обсуждение возникающих вопросов с учителями, работающими по новым программам, к которым присоединились наши ветераны Людмила Мистрюкова и Сергей Товуу, каждый из которых более тридцати лет преподаёт технологию, подсказывает мне, что их мнение нужно обязательно озвучить!
В целом, при позитивном отношении к изменениям, все обеспокоены резким сокращением часов на освоение содержания курса. Компенсировать это сокращение предлагается вне обязательной сетки часов — во внеурочное время?! Вызывает возражение смещение изучаемого материала в младшие классы — многие операции просто не по силам малышам.
Серьёзная проблема в слабой материальной базе — нет необходимых инструментов, школьного станочного оборудования. Негде приобрести слесарные тисы, столярные верстаки. У детей возникают трудности при оформлении творческих проектов, так как во многих семьях нет компьютеров.
Впрочем, эти проблемы из числа решаемых, в том числе силами администраций самих школ. Больше беспокоит меня отсутствие общественного интереса к этому предмету. Отец одного из наших учеников как-то огорошил меня:
— Да что вы: технология, технология… Главное, чтобы у сына моего голова работала, тогда без куска хлеба не останется. И будет на что нанять мужика, чтобы гвоздь вбил или кран заменил.
Так-то оно так, но вот вопрос: настоящий мужик, он ведь не просто глава семьи, он еще и хозяин дома, а что за хозяин, если он гвоздь вбить не может? Мужчину делают мужчиной не физиологические отличия от женщины, а сумма качеств и навыков, для которых женские руки слишком нежны. Кто против: пусть мальчишка учиться петь, плясать или занимается борьбой. Но эти умения, как говорится, на вынос, в доме, в семье они особого хождения не имеют. Для дома полезнее уметь починить розетку или повесить на стену ковер. А разве не приятно, когда твой сын с гордостью хвалится соседскому мальчишке:
— Мой папа может все!
Наверное, у его папы был хороший учитель труда. Вернее, технологии.
Альберт Безъязыков,
заместитель директора по УПР МБОУ КЦО «Аныяк»