Кризис больно ударил по экономике страны, в том числе и региона. Девальвация рубля привела к стремительному росту цен почти на все виды продуктов. Под стальной кулак инфляции попали и цены на бензин, рост которых отмечали еще до кризиса. Однако нынешние расценки на топливо заставляют думать, что кто-то, прикрываясь кризисом, пытается манипулировать рынком легких углеводородов.
В минтопэнерго региона подчеркивают, что рост розничных цен на бензин — проблема общая для страны, замечая, что в Санкт-Петербурге, например, цены многим выше тувинских.
— В Северной столице, по нашим данным, цены на основные марки бензина доходят до 41–42 рублей за литр топлива, — сказали газете в минтопэнерго РТ. — У нас же, по сравнению с ними, они значительно ниже.
Сегодня средняя цена на основные марки бензина — АИ-92 и АИ-95 составляет в республике 36,44 и 37,59 рублей, соответственно. Если сравнивать с началом года то, цена за 92-й выросла на 1,19 рубля, 95-й — на 71 копейку. Однако, как отмечают специалисты, основной рост цен на легкие углеводороды начался в середине июня.
Как считает источник, близкий к топливному рынку региона, катализатором такого роста стал общий дефицит бензина в стране. По его словам, в настоящий момент многие НПЗ снижают производство бензина, что сильно влияет на закупочную цену топлива. Он связывает это с проблемами нефтяного рынка.
В минтопэнерго РТ, тем не менее, говорят, что никакого дефицита бензина в России на самом деле нет, и на розничную цену легких углеводородов влияет, прежде всего, рост биржевых цен на сам бензин. В федеральных инстанциях его объясняют увеличением котировок на легкие углеводороды, вызванным сезонными факторами: плановыми ремонтами некоторых НПЗ, которые увеличивают издержки производства горючего, ростом спроса на бензин, опять же –сезонного. Однако некоторые эксперты полагают, что биржевые цены разгоняют искусственно. Ситуация на биржах нагнетается в интересах крупных вертикально-интегрированных компаний с большой долей государственных денег в капитале, пытающихся выдавить из отрасли мелких независимых игроков, вынудив их поднять розничную цену, которую те сейчас всеми силами пытаются удерживать в пределах разумного. Но долго работать в минус такие, в отличии от монстров, не могут.
В УФАС Хакасии так же обеспокоены ценами на топливном рынке. В соседнем регионе каламбур, творящийся в отрасли, как и у нас, объясняют ростом биржевых цен на бензин. Однако если сравнивать цену тамошнего 92-го с тувинским, получается, что в Хакасии за него местные операторы АЗС просят в среднем на 3 рубля меньше. «Особую» цену бензина на тувинских АЗС в минтопэнерго объясняют тем, что наши ритейлеры закупают топливо через посредников, в то время, как их коллеги работают напрямую с НПЗ.
Если говорить об этой проблеме в контексте всей страны и если тезисы о том, что крупные компании пытаются выдавить из отрасли мелких игроков, верны, получается, что потребители стали заложниками рыночных войн, развязанных крупными топливными игроками. Имея у себя в распоряжении полрынка, они могут легко манипулировать биржевыми котировками, насыщая или, наоборот, «производя» дефицит бензина на рынке, что, в свою очередь, сказывается на розничной цене продукта и, разумеется, на нас с вами. Скорее всего, это делается для получения полного контроля над отраслью и разделения ее между несколькими ведущими игроками, которые, ко всему прочему, получат еще и возможность по своему усмотрению устанавливать на нем цены, без оглядки на конъюнктуру. Сейчас для такой «войны» самое время — все можно списать на кризис или сезонность. То, что за эти грязные игры приходится расплачиваться звонкой монетой простым людям и бизнесу, «углеводородных королей» по большей части не волнует. Если рынок распилят несколько крупных компаний, то ФАС со своими региональными подразделениями будет бессильна что-то предпринять — де-юре монополии на топливном рынке не будет, даже если компании будут играть на одной волынке. Если что-то делать, то только сейчас.
Что касается тувинских цен на бензин, которые довольно сильно разнятся даже с ценами на легкие углеводороды в соседней Хакасии, то здесь мы упираемся в ту же проблему, общую для всех отраслей тувинской экономики , — отсутствие железной дороги. Операторы заправок не могут закупать бензин напрямую в НПЗ только потому, что фурами его из того же Ачинска возить никто не будет — это невыгодно. Вот и приходится закупать через посредников, которые свое дело знают. Отсюда берутся те два-три рубля разницы, которые потом выливаются в десятки тысяч рублей нашим потребителям.
Антон ПОСОХИН