Тувинская правда 12+

У правдивой горы поселил я совесть свою…

1 ноября 2014
1662

Народный писатель Республики Тыва Александр Даржай в эти дни отмечает свой славный юбилей — 70-летие со дня рождения и 50-летие активного и преданного участия в литературно-культурном процессе Тувы. Александр Даржай — член Союза писателей СССР с 1979 года, лауреат Государственной премии по литературе РТ (1992 г.) и премии Председателя Прави­тельства РТ им. С.А. Сарыг-оола (2004 г.), лауреат комсомольской премии Украины имени Миколы Максися, награжден медалью «За доблестный труд» (1994 г.) и Орденом Дружбы Российской Федерации (2005 г.). Он — автор более трех десятков книг: поэтических, прозаических, переводческих и сборника литературно-критических статей. Как популяризатор тувин­ской литературы, выступил составителем «Антологии тувинской литературы», сборников «Дамырак» и «Тувинский рассказ».

Имя Александра Даржая неразрывно связано с развитием тувинской литературы с 60-х годов. Вслед за классиками тувинской литературы Степаном Сарыг-оолом, Салчаком Токой, Сергеем Пюрбю, Монгушем Кенин-Лопсаном, Юрием Кюнзегешем, Салимом Сюрюн-оолом, Кызыл-Эником Кудажы и др., представляя третье поколение тувинских писателей, Александр Даржай вместе с писателями своего поколения (Монгушем Доржу, Владимиром Серен-оолом, Черлиг-оолом Кууларом и др.) внес огромный вклад в развитие и совершенствование тувинской поэзии и прозы.

Его высокопоэтичные, эмоционально насыщенные стихотворения определяют настоящее лицо тувинской поэзии: в них выражены любовь к родной Туве, боль и переживание за свой народ, его лирический герой всегда чувствует время своего существования, живет, плачет, радуется и надеется. Его поэзия характеризуется многообразием связей с жизнью, исследованием внутреннего мира человека, преемственности поколений, любви и преданности своей матери, а значит, родной земле, родному народу и языку.

Например, в сложной циклической форме «венок сонетов» написано стихотворение «Чоорган болган тываларым» («Тувинцы мои»), состоящее из 15 сонетов, объединенных общими темой, идеей, поэтическим выражением. Последний (15-й) сонет строится из первых строк предыдущих 14-ти сонетов. В данном стихотворении не только воспевается любовь к своему народу, но и раскрывается его историческое прошлое, настоящий период развития и надежда на то, что в будущем у тувинского народа будет высокий дух. Эта сложнейшая форма характеризует мастерство поэта и широту поэтического мышления. Нужно подчеркнуть, что за более чем 70-летний период развития тувинской поэзии написано всего 4 (!) венка сонетов. Три из них принадлежат перу Александра Даржая. (Первый венок сонета «Ынакшыл» («Любовь») написан в 1980 году Владимиром Серен-оолом.)

Книги Александра Даржая на тувинском и в переводах на русский язык «Оглеривис ак-кок ыжы» (1987), «Четкер четкизи» (1991), «Зерна добра» (1991), «Сарыг буру уезинин сарынналы» (1993), «Ынакшылдын ширээзи» (2003), «Испытание временем» (2004), «Кыланнашкан дамдылар» (2008), «Тос чукче чажыг» (2009) войдут в сокровищницу тувинской литературы.

Александр Даржай — писатель, творивший в двух историко-культурных пространствах — советском и постсоветском. Поэтому в его творческой эволюции, как и у всех писателей этой эпохи, было время творческих взлетов, время творческой несвободы, время сомнений, время веры в человека… Он остался верным своему долгу — служению тувинской культуре, литературе и родному народу.

Литературное творчество Александра Даржая отличается стремлением реалистически и эстетически отражать действительность и познанием логики нашего времени (особенно его поздняя поэзия — с 1990-х). Ведь «одна из заслуг литературы в том и состоит, что она помогает человеку уточнить время его существования, отличить в толпе как предшественников, так и себе подобных, избежать тавтологии, то есть участи, известной иначе под почетным именем «жертвы истории» (И. Бродский).

Большая часть его стихотворений ориентирована на сохранение глубинных основ традиционной тувинской культуры, сохранение «духовного ядра» своего народа. Наставительная интонация его стихотворений выполняет дидактическую функцию с целью улучшения нравов людей своего поколения. Например:

Я за правду цепляюсь, как за камень

высокой горы,

Чтобы имя мое не трепало по ямам лжи.

И на совесть свою жирных пятен вранья

не пролью –

У правдивой горы поселил я

совесть свою.

(«Людская совесть», пер. И. Принцевой).

Будь, сынок,

всегда мужчиной!

Этим званием гордясь,

не ударь лицом ты в грязь

перед злом

или кручиной.

 («Слово отца», пер. И. Слепнева).

Основной поэтической доминантой в творчестве Александра Даржая выступает Родина — Мать-Земля, женщина — Мать, в которой ощущаются трепетное отношение, душевные переживания, перерастающие в глубокую драму, например, в стихотворении по поводу попавшей под водохранилище его малой родины:

А я же так верил

в вечность родимой земли.

Но сегодня я навеки родину потерял…

(«Я моря не видел ни разу», пер. Е. Антуфьева)

 

О, родина! Меня корней лишить –

Я идолом степным окаменею,

И будет ворон падаль сторожить,

Спустив крыло на каменную шею.

 

Забыть отцовский посох пастуха,

Могилу матери — нет тягостней греха.

Учусь у вас, народ и лес кедровый…

 («Матери моей», пер. В. Евпатова).

 

В его поэзии есть и личная, и национальная самокритика. Например, в стихотворении «Эрткен уем» («Мое прошлое»), ставшем известной песней, автор достигает высоты нравственного самоотчета. Это состояние пронизано искренностью и «прощением себя». Хотя прямо не обозначено, сквозь строки прочитывается мысль о том, что все прошлое сохранено в памяти, а главное — в совести, воспитанной матерью:

Понял я силу теперь того синего шелка:

Нет его вовсе, а он меня держит,

как прежде.

(«Чтоб не приполз…», пер. В. Евпатова).

 

Понятие «совесть» в его стихотворениях выступает высшей ценностью, которой измеряется духовное существование человека:

В чем смысл нашей жизни?

Куда мы стремимся?

К уюту и сытости? Верно. И только?

Змея тоже хочет еды, мягкой лежки…

Но ты, если хочешь остаться с народом,

Себя не жалей и дари людям радость.

(Пер. В. Е Евпатова).

 

Знакомый — большой человек —

дал совет нам:

«Родителей в дом престарелых

отправьте!

Там будет им лучше — уход, медицина…»

Его состраданье — страшней

равнодушья,

Слова его пикой под сердце кольнули…

 

Писатель прикладывает весь свой труд и душевные силы в самоидентификацию народа, укрепление национального духа. Например, в прозаических произведениях («Жаркие дни», «Тарзан», «Конгар ирей», «Если хочешь жить», «Казанак») писатель выступает, на наш взгляд, в защиту «человеческого» в человеке, которое означает сохранение таких необходимых и всеобъемлющих понятий, как честь, совесть, сострадание, недопущение огрубления и оскудения человеческой души.

В наше сложное время, время изменения координат нравственных ценностей, именно совесть, на наш взгляд, может стать спасительным кругом, соломинкой для сохранения «человеческого», обузданием агрессии, прагматизма и эгоизма.

Поэт чувствует сопричастность к судьбе своего народа, с горечью отмечает оскудение духовности своего поколения, борется против бессердечия, жадности и безответственности. Например:

 

Что творишь ты,

парнишка,

над старцем седым насмехаясь,

Гоношась

перед ним

своей силою, статью, красой?

Что встреваешь во все,

любой темы

небрежно касаясь,

То волчонком рыча,

то юля лицемерной лисой?

 

(«Предупреждение», пер. В. Евпатова).

Или:

«О, ненасытные, жадные воры! Волки двуногие, хищные звери! Где ваша совесть — напали на старца и на обочину жизни столкнули, прямо в канаву — как будто в могилу… Будьте вы прокляты, воры, навеки! В черной ночи пробродите до смерти, солнца не видя и ясного дня! Горе мне, горе! Украли коня…».

(«Плач деда, потерявшего любимого коня», пер. В. Евпатова).

 

Поэтическим произведениям Александра Даржая присущи высокий патриотический пафос и воздействующая на читателя эмоциональная и образная насыщенность. Как отмечалось выше, Родина в поэзии Александра Даржая становится нравственным абсолютом, поэт верит в будущее своего народа, в непрерывность жизни тувинского этноса:

 

В этом мире бурном сердце помнить

в силах

Все, чему так долго ты меня учила.

Наполняясь лаской, добротой и светом,

Обещаю жить я по твоим заветам,

Старенькая юрта, дедовская юрта.

 

(Благодарность юрте», пер. В. Евпа­това).

Вклад Александра Даржая в духовную культуру народа высоко оценен научной и педагогической общественностью Тувы, его произведения включены в программы школьного и вузовского образования РТ и широко применяются в духовном воспитании подрастающего поколения.

Александр Даржай, достойно представляющий тувинскую художественную литературу вот уже более полувека, и ныне находится в пути неустанных творческих поисков и является наставником молодых писателей.

Людмила МИЖИТ,

кандидат филологических наук

asdf asdf asdf