Один из пунктов программы подготовки столицы региона к празднованию столетия можно считать выполненным – дорожные работы, развернутые на центральных улицах Кызыла с середины весны, подходят к концу. По информации Миндортранса Тувы, готовность некоторых объектов сейчас составляет почти сто процентов, остальные – на финальной стадии. Только ли желание властей республики придать Кызылу подобающий вид в канун юбилея, стали причинами многомиллионных затрат на дорожное хозяйство города в этом году?
Чуть более года назад торжественной церемонией перерезания алой ленты с участием министра транспорта России Максима Соколова были завершены все работы по реконструкции основной дорожной артерии Кызыла – «верхней трассы. Реализация весьма амбициозного проекта, обошелся который в 300 млн. рублей, была приурочено к грядущему празднованию «двойного столетия». Соколов тогда выразил надежду, что «верхняя трасса» станет «первой ласточкой» в масштабной «перезагрузке» дорожного хозяйства Тувы в целом и Кызыла – в частности. Как в воду глядел ...
Весной стало понятно, что одной лишь Магистральной предпраздничная реконструкция дорожного хозяйства Кызыла не ограничится. Как только сошли снега и высохли последние лужи, на центральные улицы города «выкатились» бульдозера, вышли в оранжевых жилетах дорожники. С раннего утра и до перовой звезды в столице слышалось дребезжание отбойных молотков. Вскоре многие улицы оказались перепаханы экскаваторами, зияли рвы оголившие «внутренности» города – поржавевшие за годы службы трубы теплоцентрали. Ближе к лету, по столицы распространился запах горячего асфальта. Все это, в купе со строительством и реставрацией юбилейных объектов, создало у горожан ощущение того, что живут они на гигантской стройке. Но в отличии от юбилейных объектов, львиная доля средств на возведение и реставрацию которых была выделана из федеральныого бюджета, дорожные работы ведутся за счет Дорожного фонда.
- Изначально планировалось, что на реконструкцию дорожного хозяйства города из фонда будет выделено чуть более ста миллионов рублей, но впоследствии эта сумма возросла до 162 миллионов, – рассказывает главный архитектор города Орлан Донгак. – Кызыл действительно нуждался в широкомасштабной реконструкции дорожного хозяйства.
По словам архитектора, впрочем, это и должны помнить сами автомобилисты, даже центральные улицы города находились, как бы это сказать поточнее, в аховом состоянии. Асфальтовое полотно, скажем, на Московской улице, местами было разрушено, а на участке улицы Дружбы, что недалеко от теплотрассы, асфальт просто проседал. Короче, что ни дорога, то яма, что ни тротуар- то канава.
- Где-то конечно обошлись и простым наращиванием асфальта, но на улицах, расположенных в так называемой «гостевой зоне», пришлось серьезно поработать – добавляет Донгак, поясняя, что «гостевой зоной» называют части улиц, которые являются своего рода «лицом города». Например, Московская. Ее визитеры республики видят в первую очередь - она связывает столицу с кызылским аэропортом.
Количеству миллионов выделенных на реконструкцию перестаешь удивляться, когда знакомишься с объемом работ, осуществить который удалось всего за несколько месяцев. По информации Миндортранса РТ на той же Московской, на участке, что начинается от трассы М-54 и заканчивается на Ангарском бульваре, была произведена не только полная замена верхнего и нижнего слоев асфальта. Проезжая часть была расширена, а для этого пришлось расширять, как земполотно, так и его покрытие. Помимо этих, основных, работ, немалые силы были брошены на такие «мелочи», как установка бордюрного камня, стоек дорожных знаков, разметку, отвечающую всем последним требованиям дорожного законодательства, обустройство пересечений и примыканий к дороге, автобусных остановок и присыпных обочин. Нового асфальтовое полотно легло и на другом участке Московской: от Ангарского бульвара до улицы Калинина и от Калинина до Салчака Токи.
Большой объем работ был проделан подрядчиком на улицах Дружбы, на двух участках Щетинкина-Кравченко, Комсомольской. Серьезной реконструкции подверглась улица Красных Партизан, где непосредственно дорожными работами не ограничилось. Было произведено переустройство инженерных сетей и устранение пучинистых грунтов. Работы ведутся до сих пор и, по всем прогнозам будут закончены лишь накануне юбилея.
Полной реконструкции была подвергнута и улица Чульдума, где дорогу «переделали», что называется на корню – от устройства земполотна и дорожной одежды, до «приготовления» двухслойного «асфальтового сэндвича» и установки знаков. Так же на этой улицы была ликвидированы зеленая зона, ранее располагавшаяся между проезжих частей.
Комментируя последнее, начальник отдела дорожного хозяйства миндортранса РТ Равиль Соян, заметил, что ликвидация «зеленой зоны» на части этой улицы была произведена исключительно в целях увеличения пропускной способности этой дороги.
- С недавнего времени, в Кызыле стало встречаться такое явление, как «дорожные пробки», – замечает он. – На одних улицах они возникает лишь в «часы пик», а вот на улице Чульдума водители стоят в «пробке» даже тогда, когда напряженность на других дорогах обыкновенно спадает. Увеличить пропускную способность решили, как раз таки, за счет ликвидации «зеленой зоны».
По данным того же миндортранса РТ, сейчас в регионе зарегистрировано около 60 тысяч. автотранспортных средств и половина из этого числа - в Кызыле.
Дорожная сеть города, была спроектирована в условиях совершенно иной транспортной ситуации. Автомобиль был не у каждого, и понятие «час пик» горожанам было не знакомо. Теперь же автотранспортом располагают почти все, и дорожная ситуация стремительно меняется, проекты воплощенные в жизнь в прошлом веке перестают отвечать дорожным реалиям, что и приводит к пробкам. Именно это послужило причиной того, что сначала часть «верхней трассы» была из захудалой узкой дороги с грубым и бугристым асфальтовым полотном, превращена в скоростную трассу. Та же логика присутствует почти во всех проектах, реализацией которой республика занимается в этом году.
- Помимо само-собой разумеющейся подготовки к «двойному юбилею», мы преследовали цель хотя бы частично привести в соответствие дорожное хозяйство с теми требованиями которое к нему предъявляет сложившееся дорожно-транспортная ситуация в городе, – резюмирует Орлан Донгак. – Я говорю не только об расширении некоторых реконструированных улиц, но и об организации «цивилизованной» парковки на той же улицах Чульдума и Дружбы, на которой сосредоточенно множество торговых объектов и автолюбители долгое время были вынуждены парковаться, как попало. За это пришлось поплатиться «зеленой зоной».
В конце хотелось бы поднять еще один довольно острый вопрос. Многие горожане убеждены, что коль возведение юбилейных объектов, а равно, и реконструкция дорожного хозяйства идет форсированными темпами, то скорость эта достигается в ущерб качеству. Мол, отгремит «столетие» и все, что было сделано: дороги, фундаментальные строения и архитектурные изыски посыплются словно карточный домик. Однако, в миндортрасе вответ приводят два главных контраргумента. Во-первых, большую часть дорожных работ выполняет подрядчик ООО «Восток», хорошо зарекомендовавший себя на трассе М-54 «Енисей». Во-вторых, надзорные органы регулярно проводят лабораторные исследования и ежедневно осуществляют технический надзор. По информации «Тываавтодора», осуществляющего тот самый контроль, никаких нареканий на качество работ, выполненных ООО «Востоком», у них нет.
И тем не менее, специалисты предупреждают, что без должной заботы асфальт быстро придет в негодность и финансовозатратный капитальный ремонт придется проводить не через 10–15 лет – нормативный срок для дороги, а значительно раньше.
Основной разрушающий фактор для дорожных конструкций вода, поэтому задача уборки снега и чистки улиц от наледи, особенно накануне весны муниципальными чиновниками должна быть возведена в абсолют и осуществляться не на словах и галочки ради, чем они зачастую грешат, а реально – тогда затраченные миллионы налогоплательщика и труды подрядчика не пропадут даром.
Антон ПОСОХИН
Фото Виктории ЛАЧУГИНОЙ