Этим летом форумы и блогосферу Новосибирска просто взорвала новость о том, что нархоз «вышел в люди» — открыл пункт приема заявлений для потенциальных абитуриентов в торговом центре «Мега», с виду напоминающем обычную торговую точку. Интернет пользователей и некоторых блогеров, не только из НСК, возмутило, что «цитадель науки» стала вести себя как субъект рынка и использовать маркетинговые инструменты для привлечения «абитуры» — потенциальных клиентов. Что не устроило в этом консервативных скряг и юзеров Сети, им подпевающих, — не так интересно. Опять, наверное, завели старую пластинку о «бездуховности», «тлетворном влиянии Запада» и прочем в стиле «мы-то лучше, мы — другие». Интересно, что наша альма-матер — ТувГУ — в чем-то опередил новосибирский экономический вуз. По крайней мере, уже три года тувинский университет открывает подобные пункты продвижения своего продукта — образования — на выставке-ярмарке «Тыва-Экспо», которую традиционно проводят два раз в год. «Тыва-Экспо-2016. Осень», начавшая свою работу вчера, не стала исключением.
Подойдя к броско оформленному стенду, на котором на нынешней «Тыва-Экспо» квартирует ТувГУ, гости ярмарки среди доброго десятка рекламных брошюр легко могут найти любую информацию о «продуктах», которые предоставляет Тувинский госуниверситет: от факультетов, на которых сегодня можно выучиться в местной альма-матер, до услуг РИО — редакционно-издательского отдела вуза. Качество печати последнего лучше всего демонстрируют те самые брошюры, — ярко и со вкусом оформленные, изданные на качественной бумаге. Глаз легко находит сведения о биологическом факультете, о возможностях, которые перед студентами открывает физмат и т.д. Однако толпу около «точки» ТувГУ собирает по большей части не оформление самой палатки, не брошюры, а «уголок» с роботами, где свои возможности демонстрирует знаменитый кружок робототехники университета.
Любой желающий здесь может поиграть со «Снейком» — роботом-змеем, функционирующим, по словам руководителя кружка, заведующего отделом интеллектуальной собственности и трансфера технологий ТувГУ Чингиза Ховалыга, в нескольких режимах: автономном, когда робот самостоятельно, то есть без оператора выполняет определенные задачи и «адекватно» реагируя на раздражители. Например, если провести рукой возле головы «механической змеи», где располагаются «глаза» робота — инфракрасные сенсоры, — «Снейк» может попытаться укусить человека. Разумеется, безболезненно. Но многие пугаются, инстинктивно отдергивая руку. Девушки даже взвизгивают.
Управлять роботом можно в «пультовом» режиме — с помощью специального приложения для Android или IOS. По воле оператора «Снейк» может также делать выпад, имитируя укус, «злиться», извиваясь всем своим пластиковым, с металлическим каркасом, телом, или же просто ползать вперед - назад, поворачивать, «огибая» препятствие.
— Наш кружок работает уже два года, — заметил Чингиз Ховалыг. — Ребята занимаются разного возраста — от шести и до 18 лет. Занятия посещают, конечно, в основном мальчики, но и девочки приходят часто. «Снейка», например, для этой выставки собирала девочка. Надо сказать, девчонки в нашем кружке иной раз даже дают фору некоторым мальчикам.
По словам Чингиза Ховалыга, критерии возраста — чистая формальность.
— Если есть желание заниматься, возьмем любого, независимо от возраста, — делает он ремарку. — Единственное, что наборов Lego, из которых собирают роботов, у нас всего двенадцать. Желающие могут, конечно, самостоятельно приобрести такие наборы — нам их поставляет красноярская фирма. Правда, стоимость одного такого механического друга около 30 тыс. рублей.
Помимо «Снейка» на стенде были представлены так же робот-гитара и робот-танк, способный ездить и даже стрелять пластиковыми ракетами, но только под управлением оператора. На выставке он был «безглазым» — его не снабдили теми самыми инфракрасными сенсорами.
— Мы уже года три как участвуем в «Тыва-Экспо» — это действительно хорошая возможность, познакомить самую широкую публику с нашими услугами, — резюмирует Ховалыг.
Однако инновации и техника — это больше удел весенних «Тыва-Экспо», когда стройки «оттаивают», а люди начинают заниматься облагораживанием территорий своих домов или ремонтом квартир. Осенние же выставки имеют ярко выраженную потребительскую направленность. Здесь, наряду с продовольственными товарами, среди которых снова было много от местных производителей, подавляющее большинство которых, кстати, участники губернаторского проекта «Одно село — один продукт», легко можно было найти экспозиции с одеждой и, что актуально, — со школьной формой. К примеру, ООО «Кызылское УПП» предприятие, возникшее в республике еще в советскую эпоху в 70-х годах. Пережив «экономическую зиму» 90-х, оно с трудом, но все же лавирует в условиях сегодняшней экономики, стремясь постоянно попадать в тренд. На «Тыва-Экспо-2016. Осень» предприятие представило три вида школьной формы для девочек и два вида для мальчиков. Все коллекции, согласно новым требованиям, консервативного темно-синего цвета.
— В рынке выжить нам непросто, каждый день для нас борьба, — прокомментировала чуть ли не стихами участие в ярмарке гендиректор ООО «Кызылское УПП» Людмила Джевало. — Такие ярмарки — хорошее подспорье представить свою продукцию, сделать себе рекламу, отследить тенденции спроса, ну, и конечно, реализовать продукцию, получить выручку.
К тому же, как рассказал газете начальник отдела инновационного развития минэкономики Тувы Артыш Иргит, оплата аренды мест на все три дня ярмарки местным товаропроизводителям субсидируется по линии его ведомства. На каждого участника из Тувы предусмотрено шесть тысяч рублей, полностью покрывающих эти расходы.
Организаторам «Тыва-Экспо» из SibExpoService, к сожалению, пришлось констатировать, что участников, по сравнению с ярмарками предыдущих лет, в это раз стало меньше.
— Предприятиям трудно бороться с кризисом, — отметила куратор выставки Елена Колесникова. — По итогам предыдущих «Тыва-Экспо», мы знаем, что предприниматели, участвовавшие в них, отмечали снижение спроса на продукцию в связи с меньшим количеством денег у потребителей.
В тоже время директор SibExpoService Сергей Власенко, на торжественном открытии выставке-ярмарке заметил: предпринимателей из Тувы, участвовавших в мероприятии, с каждым годом становится все больше. Появляются даже резиденты.
— Мы связываем это с усилиями курирующих сферу предпринимательства местных министерств, — подчеркнул он. — В Туве делается многое для поддержки малого и среднего бизнеса. Как результат, около 40 процентов участников составляют предприниматели из Тувы. Учитывая сокращение общего числа участников, рост тувинской стороны заметен.
«Тува-Экспо-2016. Осень» будет работать в спортивно-выставочном центре «Субедей» все выходные. Итоги организаторы подведут в воскресенье.
Антон ПОСОХИН