Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Тувинское — значит, лучшее

30 декабря 2014
1613

Завершающийся год прошел под знаком губернаторского проекта «Одно село — один продукт». С какими результатами встречают новый 2015 год его участники, насколько увеличилась в республике эта очень тонкая пока прослойка — сельский предприниматель? Наш корреспондент Галина Мурыгина беседует с заместителем министра экономики Тувы Херелом Бадарчы, курирующим этот проект.

— Эрес Буянович, чем последняя выставка отличалась от двух предыдущих. Какую можно дать этому мероприятию оценку?

— Третья по счету республиканская выставка «Одно село — один продукт» отличалась от предыдущих двух тем, что на ней была представлена продукция, которая уже серийно выпускается и поставляется как минимум местному населению в самих поселениях и кожуунах, а как максимум — выходит на засаянские рынки. Скептики могут сказать, что не видят местную продукцию на полках магазинов Кызыла, к примеру. Но, во-первых, свою задачу по активизации интереса местного населения и бизнеса к товаропроизводству проект уже выполнил, количество участников последней выставки — 159 — на треть превысило количество участников второй выставки. Что касается Кызыла, то уже во многих магазинах нашей столицы постоянно продаются мясные полуфабрикаты, молоко и молочные продукты местного производства. Они, кончено же, на заполонили полки магазинов, но устойчивый тренд уже есть.

— Какое направление лидирует сегодня в этом сегменте народного хозяйства?

— Тува является лидером в Сибирском федеральном округе по поголовью скота на душу населения. Поэтому не удивительно, что большинство поселенческих проектов относятся к производству продуктов питания, преимущественно — переработке мяса и молока. В принципе это и хорошо с учетом актуализации вопросов продовольственной безопасности.

Радует, что все больше крестьянских-фермерских хозяйств приходят к осознанию того, что рыночная цена на переработанный продукт дороже его себестоимости. К примеру, мясной фарш в магазине стоит дороже, чем совокупная стоимость того же объема мяса, иных ингредиентов, удельной стоимости рабочей силы и электричества, которые были направлены на его производство. Это означает, что хозяйства, наладив переработку, могут извлекать средства на развитие или компенсацию убытков фермерского хозяйства из возникающей прибыли. Очевидно, что хозяйства с законченным циклом (от разведения скота до готового продукта) будут более рентабельными по сравнению с теми, кто продолжает поставлять на рынок только сырье в виде мяса или сырого молока и других продуктов с низким уровнем передела.

— Можно ли на сегодняшний день выделить в этом проекте лидеров? Тех людей, которые сумели поставить свое дело на прочный фундамент, занять собственную нишу на рынке той услуги, которую они развивают?

— Лидеров, безусловно, можно выделить. Это и было сделано на выставке. Лучшие участники получили дипломы и медали в своих номинациях. Например, в номинации «Лидер качества в сфере продовольственных товаров» было отмечено крестьянское-фермерское хозяйство «Артыш» из Пий-Хемского кожууна, выпускающее питьевое молоко и мясные полуфабрикаты. Хозяйство имеет все необходимые документы, подтверждающие соответствие продукции нормам качества и безопасности. Продукция имеет аккуратную презентабельную упаковку, образцы однородны по форме, цвету и иным внешним параметрам. Та же контейнерная упаковка, как и у других, но подкупает аккуратно сложенные, к примеру, пельмени или котлеты, одинаковые по размеру и форме. Продукция поставляется в торговые организации Пий-Хемского района и продается в Кызыле.

В номинации «Лидер качества в сфере непродовольственных товаров» был выделен Сылдыс Куулар (мебельный цех «Оргээ», Барун-Хемчикский район). Предприниматель в недавнем времени пережил пожар в цехе, уничтоживший основную часть оборудования и материальные запасы. Тем не менее он возобновляет производство, восстанавливает бесхозное помещение, предоставленное администрацией района. По представленной на выставке продукции все могли увидеть, что по качеству она не отличается от фабричных, привозных. Все образцы были раскуплены посетителями выставки уже в первый же день.

В номинации «Лидер качества в сфере услуг» победил Омак Хертек из Шагонара. Два года назад он приобрел немецкий станок по холодной обработке металлической арматуры. Сегодня его продукция и услуги очень востребованы жителями и организациями Улуг-Хемского района, заказы поступают из Кызыла. Проект, в случае его расширения, имеет все перспективы для дальнейшего развития.

В номинации «Муниципальный бренд» выделено СПК «Хунду», Дзун-Хемчикского района. Предприятие является получателем государственной поддержки по механизмам содействия в приобретении модульных цехов и подключения их к электрическим сетям. СПК «Хунду», несмотря на глубокие проблемы с сырьевой базой, успешно функционирует. Дело в том, что в районе нет молочно-товарных ферм, молоко принимается от населения и частных хозяйств, в которых зимой надоев практически нет. Тем не менее предприятие летом 2014 года завоевало «Золотую медаль» на межрегиональной выставке «ТываЭкспо».

Была и номинация «Лучший участник торгов». Среди участников губернаторского проекта «Од­но село — один продукт» победителем признан СПоК «Сизимский» из Каа-Хемского кожууна — надежный поставщик плодоовощной продукции для государственных нужд.

Как видите, лидеров выделяют не просто так. За признанием лежит огромная работа предпринимателей, их каждодневный труд, умение решать сложнейшие организационные и иные задачи, которые встают перед ними каждый день.

В рамках церемонии награждения выставки были подведены и итоги Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России». За отличное качество товаров награждены дипломами всероссийского уровня наши уже известные предприятия ОАО «Кызылский хлебокомбинат», ОАО «Тывамолоко», ИП Нанеташвили, ИП Филимонова, показавшие лучшие результаты по итогам экспертизы качества и сравнения с образцами продукции производителей из других регионов.

— Есть ли у нас предприниматели, которые начали продвигать собственный продукт и за пределы Тувы? В каких объемах и как давно? Пользуется ли спросом?

— Бутылированная вода высшей категории и безалкогольные напитки из Тандинского района поставляются за пределы республики уже несколько лет, на пороге — поставки молока и молочной продукции из Пий-Хемского района.

В том, что потребительские свойства нашей продукции, в особенности продовольственные товары, лучше привозных образцов, сомневаться уже не приходится, и если наши товары будут поставляться в соседние регионы, они будет иметь успех. Но здесь есть трудности, с которыми мы в 2015 году уже планомерно будем бороться. Речь идет о проблемах логистики, которая, в свою очередь, связана с проблемами достаточности сырьевой базы и инфраструктуры хранения. Расстояние от Кызыла до Абакана 400 километров. С той стороны товар в республику поступает исправно, а с нашей стороны не очень. Дело в минимальных рентабельных объемах поставок. Торговые организации соседних регионов, как и наши, готовы работать только с теми поставщиками, которые могут обеспечивать регулярный поток поставок. Поэтому, в частности, перед Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва на 2015 год поставлены задачи: расширить сырьевую базу, к примеру, в сфере молока и продуктов его переработки, а это, безусловно, новые молочно-товарные фермы. В сфере мяса — это централизованный забой и т. д. Следующий очень большой пласт работы — это организация инфраструктуры заготовки, хранения и переработки. Третья сторона — это собственные вопросы координации потоков оборота сырья и готовой продукции по кластерному принципу.

Все это нам поможет увеличить объемы производства, централизовать потоки поставок для достижения определенных экономически обоснованных критических порогов, в частности, регулярности поставок для рентабельного вывоза продукции для реализации в торговой сети соседних регионов. Задача сложная, но именно таким должен быть логический этап губернаторского проекта «Одно се-ло — один продукт», реализация которого позволит занять нашим товарам достойное и видное место на местных прилавках, и позволит гордиться ими, заходя в магазины соседних регионов.

— Какие трудные вопросы приходится часто решать многим предпринимателям, участникам проекта для достижения необходимых результатов?

— Самые значительные трудности ждут тех, кто начинает «с нуля». Прежде всего, это недостаток знаний, навыков и компетенций в сфере предпринимательства. В течение всего года специалисты государственного бюджетного учреждения «Бизнес-инкубатор РТ» по заданию Министерства экономики РТ по отдельному плану организовывали выездные зональные семинары, привлекая к данной работе органы исполнительной власти, учебные заведения, надзорные органы, управления Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда и администрации муниципальных районов, которые помогали привлекать на семинары начинающих участников губернаторского проекта «Одно село — один продукт». На этих семинарах предприниматели имели возможность получить ответы на интересующие вопросы, что называется, из первых уст. Бизнес-инкубатор совместно с Фондом поддержки предпринимательства консультировал всех желающих по механизмам субсидирования, а также — основам предпринимательства. Порой объясняли на пальцах, что меньше таких-то объемов в месяц производить смысла нет, так как выручка никогда не покроет затрат, а вот, начиная с таких-то объемов выпуска продукции в месяц, выручка с продаж начнет покрывать расходы, появляется прибыль. Очень важно иметь желание начать собственное дело, но одного его мало — нужно заручиться для начала хотя бы элементарными основами знаний… Производить две пары носков в день и иметь при этом прибыль — нереально.

В списке наиболее сложных остаются и вопросы технологического присоединения производственных объектов к сетям. Стоимость подключения 20 проектов в рамках губернаторского проекта обошелся бюджету в 19 миллионов рублей. Получается, что практически на один проект уходит миллион рублей только для решения техприсоединения. На одном из последних заседаний правительства глава республики Ш. В. Кара-оол поручил ведомствам, курирующим вопросы энергоснабжения и тарифообразования, принять эффективные системные меры по обеспечению доступности электричества для товаропроизводителей. Без электричества не будет работать ни один станок, но если доступ к нему или тарифы будут высоки, наш товар будет дорогим и неконкурентоспособным на рынке. Поэтому действительно это системный вопрос, требующий серьезнейшего рассмотрения и оперативного решения.

— О важности проекта «Одно село — один продукт» говорит и тот факт, что он переходит и на 2015 год. Какую цель планирует достичь мин-экономики, как курирующее министерство, в новом году?

— Следует отметить, что губернаторский проект свою миссию на данном этапе выполнил — проект на слуху, продукция местного производства на полках магазинов, у населения и бизнеса появился живой интерес к перспективам деятельности в сфере товаропроизводства. Конечно, не так быстро, как хотелось бы, но даже если взять историю мировых брендов, подавляющее большинство завоевывали рынки десятилетиями. Их истории начинались не вчера. Критиковать всегда легко, но были бы конкретные предложения! Министерство экономики всегда открыто для их обсуждения и реализации.

Вопрос в другом. В 2013 году, когда начинался проект, для того чтобы вовлечь в него широкие массы населения, бизнеса, безработных и иных категорий граждан, предложения по поселенческим проектам принимали непосредственно на местах, на сходах граждан. Сходы протоколировались и рассматривались специально созданными рабочими группами, закрепленными за районами и поселениями. В состав рабочих групп входили органы исполнительной власти, представители муниципальных администраций. Сегодня и на будущее стоит задача увязать проекты кооперативными и кластерными связями.

Поэтому пространством для дальнейшей эффективной реализации проекта должно стать создание и развитие системообразующих инфраструктурных элементов в системе регионального товаропроизводства, в особенности в сфере производства продуктов питания, таких, как крупные сырьевые производства, хранилища, склады, налаживание логистики оборота сырья и готовой продукции.

С этой целью по поручению Председателя Правительства Республики Тыва специально созданной рабочей группой под руководством первого заместителя председателя правительства В. А. Фалалеева разрабатывается комплексный план реализации проекта на 2015 год с учетом, в том числе, кластерного подхода и других новых системных подходов к проекту. Этот план должен быть рассмотрен и утвержден в середине января 2015 года. Все это реализуется для одной цели — чтобы наш продукт стал действительно массовым, качественным и доступным по цене.

Галина МУРЫГИНА